Всероссийский форум психологов: работа по секциям «Инновационные технологии в работе со спортсмена» и «Психология этнокультурной идентичности»

Второй день Всероссийского психологического форума прошел в работе по секциям. Журналисты пресс-центра постарались самые интересные, на наш взгляд, выступления.

 


Инновационные технологии в работе со спортсмена

В работе секции под вышеуказанным названием с темой “Мультидисциплинарное сопровождение спортсменов с ограниченными возможностям здоровья в учебно-тренировочном процессе” выступила Татьяна Ветвицкая.

Татьяна Владимировна рассказала про школу, которая занимается спортивным развитием людей с ограниченными возможностями. Фактором успеха данной организации Ветвицкая считает слаженную работу служб АФК, тренерского штаба, медицинского и психологического сопровождения.

– Основной задачей представленной школы является формирование самостоятельной социальной и мобильной личности, – отмечает Татьяна Владимировна.

На базе школы работают различные спортивные секции: бочче-паралимпийский вид спорта, который служит альтернативой керлинга, теннис, скалолазание, спортивное ориентирование и танцевальный коллектив.

Воспитанники школы, имеющие ограниченные возможности, выступают вместе с коллективом здоровых спортсменов, что является доказательством достижения поставленной задачи формирования открытой социальной личности.


Психология этнокультурной идентичности

Рядом сосуществуют огромное множество национальностей и религиозных групп, и тема дискриминации и идентичности имеет место быть сплошь и рядом. ОБ этом в своем выступлении отметил руководитель секции завкафедрой психологии Дагестанского государственного педагогического университета Магомед Магомедаминович Далгатов:

– Это тема очень важна для нас, особенно для нашей России, многоконфессиональной и многоэтнической. И понятно, что есть очень много важных проблем и вопросов, адресованных психологам и исследователям, ответы на которые ждет общество.

Дарья Викторовна Погонцева из Южного федерального университета представила «Отношение к дискриминационному поведению Другого к женщинам с различным этнорелигиозным оформлением внешнего облика: гендерный аспект».

Она рассказала о том, что в ее институте была разработана методика, которая изучала отношение принятия дискриминационного поведения к различным этническим группам. Нашу исследовательницу интересовало именно религиозное оформление внешнего облика, а конкретнее влияние хиджаба как этнорелигиозного оформления. Дарья Викторовна объяснила, что работает в рамках двух категорий «лукизм» и «этнолукизм», обозначающие ситуацию, когда внешний облик является тиггером того, как мы относимся к человеку. При этом это необязательно правильная категоризация другого человека, мы можем его просто идентифицировать как относящегося к определенной группе и сделать определенные для себя выводы. В рамках этого понятия можно утверждать, что внешний облик является пусковым механизмом дискриминации.

Для этого исследования было разработано пять наборов фотографий, на которых были изображены девушки в хиджабах и без, которые были созданы при помощи фотошопа. На фото без хиджаба была пятерка победительниц «Мисс Москва 2011». Их оценили как привлекательных, и они представляют некий стереотип достаточно ровного внешнего облика. А далее испытуемым давали различные ситуации. И одну из них докладчица представила на слайде: «В пансионате был заезд. И посетители подходили к стойке администратора и просили не подселять девушку с фотографии. А задача администрации состояла в том, что они должны были оценить, на сколько для них приемлема такая просьба, на сколько они согласны с таким пожеланием отдыхающих».

Подобный эксперимент показал, что люди больше готовы дискредитировать девушку в хиджабе, чем девушку без хиджаба.

Выборка составляла 807 человек, молодые люди, мужчины и женщины, проживающие на территории Ростовской области. И если говорить о различиях, то получилась достаточно интересная ситуация: женщины менее склонны принимать дискриминационное поведение по отношению к другим женщинам, они не одобряют, не принимают и считают, что это не правильно, в то время как мужчины скорее согласны с таким поведением.

В целом, Дарья Викторовна утверждает, что хиджаб, действительно, является дискриминационным тиггером, и отношение к принятию дискриминации резко возрастает, когда мы видим девушку на фотографии в хиджабе. Это не является стопроцентным результатом всей выборки, так как были и респонденты, которые скорее склонны к тому, чтобы не осуждать такое поведение.

Дарья поделилась своими идеями на будущее: «В продолжение темы я хотела бы изучить девушек, для которых хиджаб на улице является нормой».


 

Когнитивная психология

Свою работу секция начала с доклада Андрея Юрьевича Агафонова, который является представителем Самарского национального исследовательского университета им.академика С.П.Королева. Андрей Юрьевич выступил с докладом на тему “Функции сознания и бессознательного в когнитивной деятельности”

Красной нитью через весь доклад проходила мысль докладчика о том, что работа с сознанием всегда происходит неосознанно. Например, “речевая деятельность по своей природе бессознательна. То есть, начиная предложение, мы с вами никогда не осознаем, какими словами мы его закончим, “-сообщает Андрей Юрьевич.

Кроме того, в докладе отмечается неосознанность мыслительного процесса. Мышление — бессознательная деятельность ума. Инсайд, по мнению Агафонова, есть осознание ранее найденного, но еще не осознанного решения.

 Эксперименты показывают, что перед сознательным принятием решений, оно уже подготовлено в недрах бессознательной психики.

Руководствуясь уже проведенными исследованиями других ученых, докладчик сообщает, что за 10-12 секунд до осознания принятого решения, это решение уже сформировалось в бессознательном.  Для доказательства своей точки зрения автор описывает эксперимент с использованием двойственных фигур или многозначных слов. В результате данного исследования, экспериментаторы пришли к выводу о том, что “два значения многозначного слова на мгновение активны”, а далее мы лишь выбираем более подходящее. В данном случает наше сознание является экспериментатором, проверяющим гипотезы. Свое выступление докладчик закончил достаточно смелым и спорным высказыванием: «Процесс сознания бессознателен».