Консорциум «Межрегиональный центр исследования аутизма»

  • Русский

Цель консорциума

Объединение усилия в целях разработки новых научно-обоснованных технологий персонализации образования обучающихся с особыми возможностями здоровья.

Задачи консорциума

  1. Создание межвузовского научно-методического центра по сопровождению детей с РАС.
  2. Разработка и реализация программ основного профессионального образования по сопровождению детей с РАС.
  3. Разработка инновационных валидных авторских методик абилитационно-образовательной поддержки детей с РАС и их апробация на базе Детского сада КФУ «Мы вместе».

Виды деятельности участников консорциума для достижения целей

Разработка инновационных валидных авторских методик и технологий абилитационно-образовательной поддержки обучающихся с РАС; разработка и реализация программ основного и дополнительного профессионального образования по сопровождению детей с РАС.

Статус консорциума

Планируется создать консорциум на основе соглашения. На данный момент получены согласия всех предполагаемых участников. При этом КФУ будет выступает головной организацией, на базе которой будет функционировать Межрегиональный центр исследования аутизма.

Направления деятельности консорциума и ее результатов:

Сбор данных, создание баз данных, разработка образовательных методик и программ, их внедрение в практику дошкольного образования. Ожидаемые результаты: новые методики и программы абилитации детей с РАС.

Структура ключевых партнерств

В настоящее время сложились партнерства с ведущими российскими исследовательскими центрами в сфере аутизма – Московским государственным психолого-педагогическим университетом и Российским государственный педагогическим университетом им. А. И. Герцена, а также экспертами Российской академии образования. Основным зарубежным партнером в данной сфере является Холонский университет (Израиль).

В то же время в рамках открытия в структуре КФУ детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра эффективные партнерства выстроены с Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

Описание консорциума

В рамках решения задачи 2 создается консорциум «Межрегиональный центр исследования аутизма» в составе трех научно-образовательных центров. Его цель – объединение усилий для разработки новых научно-обоснованных технологий персонализации образования обучающихся с особыми возможностями здоровья. Разработка технологий предполагает междисциплинарный медико-психолого-педагогический подход, который будет реализован с использованием ресурсов партнерских организаций. В рамках консорциума будет создан межвузовский научно-методический центр по сопровождению детей с РАС, на базе которого будут обеспечены разработка инновационных валидных авторских методик абилитационно-образовательной поддержки детей с РАС и их апробация на базе Детского сада КФУ «Мы вместе», а также проектирование и реализация программ основного профессионального образования по сопровождению детей с РАС.

«Межрегиональный центр исследования аутизма» в составе трех научно-образовательных центров. Его цель – объединение усилий для разработки новых научно-обоснованных технологий персонализации образования обучающихся с особыми возможностями здоровья. Разработка технологий предполагает междисциплинарный медико-психолого-педагогический подход, который будет реализован с использованием ресурсов партнерских организаций.

Будут разработаны и внедрены инновационные валидные авторские методики и технологии абилитационно-образовательной поддержки обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ОНР, РАС, дислексия, дисграфия) на базе нейрокогнитивых исследований и их внедрение в Центре патологии речи и в Детском саду «Мы вместе»:

  • кроссплатформенная онлайн-система мониторинга данных детей с РАС, позволяющая повысить успешность социализации ребенка с РАС, информированность родителей о достижениях ребенка; разработать авторские образовательные и медицинские технологии сопровождения детей с РАС;
  • стандартизация и внедрение в практику международного инструмента по оценке речи у детей на русском и татарском языках;
  • широкое внедрение инструментария для отслеживания изменений в когнитивном и речевом статусе детей и подростков с эпилепсией от 4 до 18 лет, получающих терапию противоэпилептическими средствами, на русском и татарском языках;
  • лингвистически валидные абилитационные материалы для работы с детьми в зависимости от типа патологии и др.

Международный центр диагностики и коррекции аутизма имеет в структуре:

  • Детский сад КФУ для детей с РАС (50 детей с РАС),
  • Центр сопровождения семьи (более 70 семей детей с РАС),
  • Консультативно-диагностический центр изучения аутизма (ежегодное обследование более 120 детей с РАС, консультативно-диагностические услуги более 500 детей с РАС, систематизация клинических диагнозов у детей с РАС в РТ) с целью трансляции новейших методов сопровождения детей с РАС с доказанной эффективностью, методов дифференциальной диагностики и терапии коморбидных расстройств в научно-образовательное пространство России и мира.

Будут разработаны и начнется реализация программ основного и дополнительного профессионального образования по сопровождению детей с РАС, нейропсихологии и логопедии:

  • будет обеспечено ежегодное повышение квалификации специалистов образовательных и медицинских организаций по разработанной программе «Комплексное сопровождение детей с РАС» (ежегодно более 50 человек);
  • будет реализована магистерская программа по сопровождению детей с РАС;
  • будет реализовано высшее и дополнительное профессиональное образование по логопедии и нейропсихологии.

Будет создана система подготовки переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков).

Таким образом, будет сформирована университетская ресурсная платформа для исследований проблем улучшения качества жизни людей с ОВЗ, обеспечения специалистов методиками инклюзивного образования в рамках реализации стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан 2030 на основе адаптации и развития лучшего международного опыта.