Всероссийский форум психологов: работа по секциям

О работе секций «Психология здоровья и психотерапия», «Психология в системе реабилитации», «Инклюзивное образование и коррекционная педагогика»  в материале пресс-центра ИПО.


Инклюзивное образование и коррекционная педагогика

Участникам секции «Инклюзивное образование и коррекционная педагогика»  представилась возможность узнать обо всех тонкостях работы с особенными детьми.

И одним из важнейших аспектов является общение с семьёй. Об этом повествовала Оксана Александровна Бажукова.

Ее доклад “Клинико-психологическое сопровождение семьи ребёнка с интеллектуальной недостаточностью” доступно объяснил значение работы именно с семьёй, в которой есть ребёнок с ограниченными возможностями, потому что это первая и самая важная социальная инстанция, способствующая его развитию, адаптации и позитивному самоощущению.
Оксана Александровна в своём родном городе Махачкала открыла клуб для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью, который существует уже  года и 3 месяца. Его участники исключительно позитивно оценивают его деятельность. С ними ведётся аккуратная психологическая работа: им рассказывают про важность осознания зоны ближайшего развития их детей, проводится работа, настраивающая на поиск положительных аспектов и будущих перспектив.
Так, инклюзивное образование, активно набирающее обороты, расширяет границы и включает также работу с родителями.


Психология в системе реабилитации 

– Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивается с проблемами физического или психологического характера кого-либо из его окружения. И возвращение его в комфортную среду с нужным режимом и необходимыми социальными связями является очень важным моментом лечения. Об этом можно было узнать в секции “Психология в системе реабилитации”. 
В частности, Ковшова Ольга Степановна выступила с докладом о способах оценки эффективности клинико-психологического сопровождения наркозависимых. Её исследование имело целью выявление особенностей самосознания мужчин с наркотической зависимостью и установление взаимосвязи с успешностью реабилитации.
Оказалось, что для наркозависимых в соответствии с тестом Роршаха характерны следующие особенности самосознания: экстравертивный тип переживания, бедность содержательной стороны ответов, девитализация субъекта, преобладание глобального восприятия над детальным.

Также они по тесту “Рисунок человека” обладают высоким уровнем тревожности, чувством неполноценности, враждебности, трудностей в общении и проблем телесного восприятия. По результатам опроса, на 2 неделе реабилитации лишь 7% наркозависимых имеют высокую мотивацию на полное выздоровление, что говорит о необходимости помощи психолога в поиске смысла жизни, который будет стимулом к прекращению употребления наркотических веществ.
Таким образом, Ольга Степановна утверждает, что самосознание – это значимый психологический фактор, влияющий на формирование наркозависимого поведения и на эффективность клинико-психологического сопровождения в системе медико-психологических мероприятий реабилитации лиц с наркотической зависимостью.


Психология здоровья и психотерапия

Ольга Юрьевна Камакина из Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского рассказала о  сравнительном анализе отношения к здоровью мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

– На сегодняшний день тема моего исследования очень актуальна, ведь она связана с двумя ведущими необходимыми сферами в развитии психологии.

Все мы знаем, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования различных отношений в том числе отношения к здоровью. Здоровье – это очень сложное понятие, рассматриваемое разными отраслями научного знания, в том числе в некоторой отрасли Российской науки сформировано преставление о понятии отношения к здоровью и аспекту ведущих факторов, которые влияют на формирование отношения к здоровью.

 В нашем исследовании мы решили остановиться на изучении отношения к здоровью через различные компоненты: когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный, ценностный.

Сегодня я представлю часть своего диссертационного исследования, которая связана со сравнительным анализом отношения к своему здоровью мальчиков и девочек,  чтобы мы могли дифференцированно относиться к формированию отношения к здоровью у разных категорий относительно пола.

Не секрет, что поведение мужчин и женщин в этой сфере явно отличается, очень сильно проявляя себя в том числе и в реальном качестве здоровья как физического, так и психического, так и социального. В когнитивной сфере дети имеют благоприятное субъективное представление о состоянии своего здоровья, что, к сожалению, не подтверждается реальной оценкой, то есть реально оно хуже, а дети думают, что на самом деле у них все не так уж и плохо.

Здоровье не является в приоритете у данного возраста. Выводы: как у мальчиков, так и у девочек представления о здоровье включает представления о физическом, психическом, социальном благополучии (разнообразны и эмоционально насыщенны).  Различия в когнитивном компоненте отношения к здоровью младших школьников не выявлено. Деятельностный компонент отношения к здоровью у девочек сформирован лучше, чем у мальчиков, что проявляется в лучшем качестве отдыха, взаимодействия со сверстниками, демонстрации социально желательного поведения.