Ученые Института психологии и образования КФУ представили свои исследования на международной британской конференции BERA

Исследователи из более чем 40 стран мира представили результаты своих исследований  на ежегодной международной конференции Annual Conference 2019 Британской ассоциации исследователей в области образования BERA (British Education Research Association), прошедшей с 9 по 12 сентября в Университете Манчестера.

Для участия в конференции съехались около тысячи ученых и педагогов из более 40 стран мира. Для исследователей в области образования ежегодная конференция BERA является важным событием – она дает возможность представить свои исследования, обменяться идеями с единомышленниками, установить связи с потенциальными издателями или узнать об исследованиях за пределами своей научной области. Кроме традиционного пленарного заседания и представления научных докладов BERA Annual Conference 2019 включила в свою работу такие форматы как панельная дискуссия, семинары, онлайн-трансляции, постерная сессия.

Казанский федеральный университет на конференции представляли исследователи Института психологии и образования КФУ: доцент кафедры педагогической психологии Евгения Шишова, доцент кафедры педагогической психологии Гульшат Шакирова, научный сотрудник  Елена Семенова, старший преподаватель  кафедры клинической психологии и психологии личности Валерия Степашкина, доцент кафедры педагогической психологии  Эльвира Гилемханова.

В этом году направлениями исследований ученых Института психологии и образования стали современные тенденции и перспективы развития образования, и тенденции развития системы дошкольного образования в России, современные задачи учителей в процессе обучения, кибербуллинг среди подростков на примере России и Швейцарии.


Так, в  рамках международного симпозиума Professional Skills In Early Childhood Education And Care  доцент кафедры педагогической психологии Евгения Шишова выступила с докладом Teachers’ Professional Skills And Their Influence On The Quality Of Early Childhood Education (Ecers-R  Measurement Issue Results In Russia). Это результат многолетнего исследования образовательной среды раннего детства.

– Опираясь на результаты исследований в течение ряда лет, осуществленных по европейским шкалам, эмпирически доказано, что в условиях разной образовательной среды, показатели личностных характеристик педагогов, как и личностное развитие детей дошкольного возраста различны. Результаты корреляционного анализа показали, что параметры качества образовательной среды взаимосвязаны с индикаторами профессионального мастерства и личностными характеристиками педагогов, – прокомментировала Евгения Олеговна.

Симпозиум проходил в формате диалога, в котором говорили об общих диагностических методиках и теоретических основаниях понимания эмпирических фактов.

По результатам участия в BERA2019 ученым ИПО достигнута договоренность о научном партнерстве с университетом Оксфорда  (профессор кафедры образования и психологии Мария Евангело) и Лондонским университетом (профессор департамента образовательных программ и оценки качества образования Сью Дейл Тунниклифф).


Во время конференции научное сообщество Британской ассоциации исследователей в области образования неоднократно обращалось к вопросу переосмысления образовательной политики в условиях неолиберализма и «новой демократии».  Доклад «Кибербуллинг среди подростков в кросскультурном контексте: пример России и Швейцарии» в рамках данной темы был представлен научным сотрудником научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ  Еленой Семеновой.

Ранее научными сотрудниками Д.Ханолайнен и Е.Семеновой был разработан и протестирован в ходе экспериментальных исследований методологический инструмент «графические виньетки».

– Инструмент был задуман как набор неполных проблемно-ориентированных комиксов, которые были предоставлены участникам для завершения и впоследствии использовались в качестве основы для глубинного интервью.

Скриншот с отзывом профессора Стивена Рейнера на его странице в Твиттере

Сбор данных проводился в двух школах в Швейцарии и России; обе школы реализуют программы международного бакалавриата IB. В результате кросскультурного сопоставления выявлено сильное расхождение отношения учащихся России и Швейцарии к феномену «кибербуллинг». Причины и частотность возникновения кибербуллинга в двух странах также разительно отличались. К тому же в ходе исследований была повторно подтверждена валидность инструмента. Подход к изучению острой и сензитивной темы кибербуллинга вызвал активную дискуссию и положительные отзывы участников конференции BERA.

Доклады в рамках данной темы также были представлены Бобом Харрисоном, Элизабет Хартнелл-Янг.

Профессор Университета Ноттингэм, Пэт Томсон, заостряла внимание на изменяющихся направлениях школьного образования и необходимости опираться на образовательные исследования при выстраивании образовательной политики как непосредственно в классе, так и на государственном уровне. Ученым были озвучены опасения по поводу возрастающего количества школьников, покидающих формальное обучение и переходящих на надомное обучение.

По словам Джанет Хоскин, большинство таких детей вынужденно оставляют школу  либо из-за проблем с физическим и ментальным здоровьем, либо из-за значительно низкого социального и экономического статуса их семей. И несмотря на политику инклюзивного образования, дети в зоне риска по-прежнему остаются в ней.

 

 


 

Представленный на конференции BERA 2019 доклад Teacher challenges in Articulating notknowing in the problemsolving process доцента кафедры педагогической психологии Гульшат Шакировой является логическим продолжением научных кросс-культурных исследований отношений «учитель – ученик» ученых Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо (Kevin Fierro, Mourat Tchoshanov). Сотрудничество КФУ и Университета Техаса в Эль-Пасо (США) по этому направлению началось в 2015 году и переросло в крупный кросс-культурный научно-исследовательский проект.

Последнее кросс-кейсовое исследование ученых Казанского университета и Университета Техаса в Эль-Пасо посвящено изучению отношения учителей к ошибкам и влияния их мнения на эффективность педагогической деятельности. В теоретической части рассматривается отношение учителей к ошибкам в разных аспектах. Очень важно разграничить сразу отношение учителей к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются они сами. В эмпирической части сравнивается психолого-педагогическая составляющая у учителей США и России в выбранных учеными аспектах.

Результаты этого исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения конструкции незнания, так как это может потенциально привести к более эффективному и результативному обучению студентов.

В межнациональном контексте знания учителей могут варьироваться в зависимости от учебной программы, а также социально-культурных приоритетов, поставленных в преподавании и изучении математики. Это предполагает тесное сравнение и изучение вопросов, связанных со знаниями учителей в США и России, с потенциальным акцентом на пересмотре практики подготовки и повышения квалификации учителей.


О влиянии моделирующих игр на формирование общего педагогического знания будущих учителей поделилась старший преподаватель  кафедры клинической психологии и психологии личности Валерия Степашкина.

–  Результаты исследования показали эффективность использования традиционных обучающих игр при обучении общим педагогическим знаниям и формировании у будущих учителей мотивации «учить». Существенная разница была выявлена по четырем показателям между группой студентов, которые были помещены в условия проведения моделирующих игр на занятиях и групп студентов, у которых на занятиях такие игры использованы не были.

Стоит отметить, что все исследования участников конференции были направлены на изучение проблем, с которыми сталкиваются образовательные системы разных стран мира, возникающих вследствие глобализации, массовой миграции, тенденций к отстаиванию национальными, этническими, религиозными меньшинствами собственной идентичности, а также перехода на цифровые каналы взаимодействия во всех сферах общества. Результаты исследований как наших, так и мировых ученых раскрывают мировые тренды в образовании, связанные с инклюзивностью образования и с выстраиванием мультикультурной образовательной среды. Многочисленные исследования участников конференции также были посвящены педагогике и психологии детства, содержанию, организации и развитию дошкольного образования.