Исследователи из более чем 40 стран мира представили результаты своих исследований на ежегодной международной конференции Annual Conference 2019 Британской ассоциации исследователей в области образования BERA (British Education Research Association), прошедшей с 9 по 12 сентября в Университете Манчестера.
Для участия в конференции съехались около тысячи ученых и педагогов из более 40 стран мира. Для исследователей в области образования ежегодная конференция BERA является важным событием – она дает возможность представить свои исследования, обменяться идеями с единомышленниками, установить связи с потенциальными издателями или узнать об исследованиях за пределами своей научной области. Кроме традиционного пленарного заседания и представления научных докладов BERA Annual Conference 2019 включила в свою работу такие форматы как панельная дискуссия, семинары, онлайн-трансляции, постерная сессия.
Казанский федеральный университет на конференции представляли исследователи Института психологии и образования КФУ: доцент кафедры педагогической психологии Евгения Шишова, доцент кафедры педагогической психологии Гульшат Шакирова, научный сотрудник Елена Семенова, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психологии личности Валерия Степашкина, доцент кафедры педагогической психологии Эльвира Гилемханова.
В этом году направлениями исследований ученых Института психологии и образования стали современные тенденции и перспективы развития образования, и тенденции развития системы дошкольного образования в России, современные задачи учителей в процессе обучения, кибербуллинг среди подростков на примере России и Швейцарии.
Так, в рамках международного симпозиума Professional Skills In Early Childhood Education And Care доцент кафедры педагогической психологии Евгения Шишова выступила с докладом Teachers’ Professional Skills And Their Influence On The Quality Of Early Childhood Education (Ecers-R Measurement Issue Results In Russia). Это результат многолетнего исследования образовательной среды раннего детства.
— Опираясь на результаты исследований в течение ряда лет, осуществленных по европейским шкалам, эмпирически доказано, что в условиях разной образовательной среды, показатели личностных характеристик педагогов, как и личностное развитие детей дошкольного возраста различны. Результаты корреляционного анализа показали, что параметры качества образовательной среды взаимосвязаны с индикаторами профессионального мастерства и личностными характеристиками педагогов, — прокомментировала Евгения Олеговна.
Симпозиум проходил в формате диалога, в котором говорили об общих диагностических методиках и теоретических основаниях понимания эмпирических фактов.
По результатам участия в BERA2019 ученым ИПО достигнута договоренность о научном партнерстве с университетом Оксфорда (профессор кафедры образования и психологии Мария Евангело) и Лондонским университетом (профессор департамента образовательных программ и оценки качества образования Сью Дейл Тунниклифф).
Во время конференции научное сообщество Британской ассоциации исследователей в области образования неоднократно обращалось к вопросу переосмысления образовательной политики в условиях неолиберализма и «новой демократии». Доклад «Кибербуллинг среди подростков в кросскультурном контексте: пример России и Швейцарии» в рамках данной темы был представлен научным сотрудником научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ Еленой Семеновой.
Ранее научными сотрудниками Д.Ханолайнен и Е.Семеновой был разработан и протестирован в ходе экспериментальных исследований методологический инструмент «графические виньетки».
– Инструмент был задуман как набор неполных проблемно-ориентированных комиксов, которые были предоставлены участникам для завершения и впоследствии использовались в качестве основы для глубинного интервью.
Скриншот с отзывом профессора Стивена Рейнера на его странице в Твиттере
Сбор данных проводился в двух школах в Швейцарии и России; обе школы реализуют программы международного бакалавриата IB. В результате кросскультурного сопоставления выявлено сильное расхождение отношения учащихся России и Швейцарии к феномену «кибербуллинг». Причины и частотность возникновения кибербуллинга в двух странах также разительно отличались. К тому же в ходе исследований была повторно подтверждена валидность инструмента. Подход к изучению острой и сензитивной темы кибербуллинга вызвал активную дискуссию и положительные отзывы участников конференции BERA.
Доклады в рамках данной темы также были представлены Бобом Харрисоном, Элизабет Хартнелл-Янг.
Профессор Университета Ноттингэм, Пэт Томсон, заостряла внимание на изменяющихся направлениях школьного образования и необходимости опираться на образовательные исследования при выстраивании образовательной политики как непосредственно в классе, так и на государственном уровне. Ученым были озвучены опасения по поводу возрастающего количества школьников, покидающих формальное обучение и переходящих на надомное обучение.
По словам Джанет Хоскин, большинство таких детей вынужденно оставляют школу либо из-за проблем с физическим и ментальным здоровьем, либо из-за значительно низкого социального и экономического статуса их семей. И несмотря на политику инклюзивного образования, дети в зоне риска по-прежнему остаются в ней.
Представленный на конференции BERA 2019 доклад Teacher challenges in Articulating not—knowing in the problem—solving process доцента кафедры педагогической психологии Гульшат Шакировой является логическим продолжением научных кросс-культурных исследований отношений «учитель – ученик» ученых Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо (Kevin Fierro, Mourat Tchoshanov). Сотрудничество КФУ и Университета Техаса в Эль-Пасо (США) по этому направлению началось в 2015 году и переросло в крупный кросс-культурный научно-исследовательский проект.
Последнее кросс-кейсовое исследование ученых Казанского университета и Университета Техаса в Эль-Пасо посвящено изучению отношения учителей к ошибкам и влияния их мнения на эффективность педагогической деятельности. В теоретической части рассматривается отношение учителей к ошибкам в разных аспектах. Очень важно разграничить сразу отношение учителей к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются они сами. В эмпирической части сравнивается психолого-педагогическая составляющая у учителей США и России в выбранных учеными аспектах.
— Результаты этого исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения конструкции незнания, так как это может потенциально привести к более эффективному и результативному обучению студентов.
В межнациональном контексте знания учителей могут варьироваться в зависимости от учебной программы, а также социально-культурных приоритетов, поставленных в преподавании и изучении математики. Это предполагает тесное сравнение и изучение вопросов, связанных со знаниями учителей в США и России, с потенциальным акцентом на пересмотре практики подготовки и повышения квалификации учителей.
О влиянии моделирующих игр на формирование общего педагогического знания будущих учителей поделилась старший преподаватель кафедры клинической психологии и психологии личности Валерия Степашкина.
– Результаты исследования показали эффективность использования традиционных обучающих игр при обучении общим педагогическим знаниям и формировании у будущих учителей мотивации «учить». Существенная разница была выявлена по четырем показателям между группой студентов, которые были помещены в условия проведения моделирующих игр на занятиях и групп студентов, у которых на занятиях такие игры использованы не были.
Стоит отметить, что все исследования участников конференции были направлены на изучение проблем, с которыми сталкиваются образовательные системы разных стран мира, возникающих вследствие глобализации, массовой миграции, тенденций к отстаиванию национальными, этническими, религиозными меньшинствами собственной идентичности, а также перехода на цифровые каналы взаимодействия во всех сферах общества. Результаты исследований как наших, так и мировых ученых раскрывают мировые тренды в образовании, связанные с инклюзивностью образования и с выстраиванием мультикультурной образовательной среды. Многочисленные исследования участников конференции также были посвящены педагогике и психологии детства, содержанию, организации и развитию дошкольного образования.