Ректор КФУ представил концепцию преподавания языков в национальных республиках

Презентация прошла в рамках ежегодной августовской конференции учителей Татарстана.

Сегодня, 15 августа, ректор КФУ Ильшат Гафуров принял участие в пленарном заседании ежегодной августовской конференции учителей. Одним из основных вопросов на повестке дня мероприятия стало обучение татарскому языку.

Президент Татарстана Рустам Минниханов, открывая пленарное заседание, еще раз обратил внимание представителей всех ветвей власти на важность образовательного процесса и на то, какие средства выделяются правительством на его развитие.

Общий отчет за прошедший год и итоги мероприятий, приуроченных к августовскому совещанию, представил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов. Он особо отметил роль КФУ в подготовке педагогических кадров, в том числе с учетом особенностей Татарстана.

Основные надежды на создание и реализацию концепции преподавания татарского языка возлагается на главный вуз Татарстана. В Казанском федеральном университете всегда с особым внимание относились к вопросу обучения кадров для национальных республик. Неслучайно на прошедшей в субботу, 12 августа, церемонии посвящения в учителя большинство учителей-предметников, способных преподавать на татарском языке, оказались выпускниками КФУ. Вместе с тем, сотрудники университета пошли дальше простого преподавания, и сегодня представили сразу три направления деятельности, в которых нам нет конкурентов.

«Прежде всего, это концепция преподавания татарского языка и литературы, разработанная учёными Казанского федерального университета и Академии наук РТ. Если раньше татарский язык и литературу преподавали по трем направлениями – татарский язык и литература в татарских школах, татарский язык и литература для русскоязычных учащихся и татарский язык и литература для учащихся-татар, обучающихся в русских школах, – то, в соответствии с новой концепцией, татарский язык и литература преподаются как родной и как государственный. Основным принципом в преподавании татарского языка становится коммуникативный», – пояснил Радиф Замалетдинов, директор Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ.

В своей презентацию ученые Казанского университета рассказали, как планируется организовать проверку усвоенных в соответствии с новой концепцией знаний татарского языка.

Удостоверять уровень владения родной речью будут в соответствии с европейской системой. Еще в 2015 году КФУ вошел в Европейскую ассоциацию тестологов (ALTE). Членство в организации дает Казанскому университету право разрабатывать методички и тесты. Кроме того, в КФУ действует специально созданный центр сертификации по татарскому языку. В нем создается комплект методических и тестовых материалов для проверки знаний татарского языка с учетом европейского опыта. На сегодняшний день разработаны комплексы на уровне «А1» и «А2», то есть, в соответствии с международной классификацией, проверочные модули для начинающих и продолжающих изучать язык студентов с элементарным уровнем владения языком. К концу 2017 года специалисты центра планируют разработать комплексы для уровней «В1» и «В2» (так называемые самодостаточные уровни владения), а до конца 2019 года завершится разработка уровней «С1» и «С2» (свободное владение). В полной мере подготовка «проверочного» комплекса для всех шести уровней завершится к 2020 году, когда будут подведены итоги предварительной апробации.

В целом система образования в республике является одной из самых эффективных в России. Университет сделал изыскания в области педагогики одним из своих стратегических приоритетов.

В рамках САЕ «Учитель XXI века» КФУ взял на себя функции «концентратора» усилий ученых по подведению научной базы в области образования, а также стал крупнейшим центром подготовки педагогических кадров во всем Поволжье.