Директор Института психологии и образования: «Рост в предметном рейтинге THE «Образование» — международная оценка нашей деятельности»

Британское издание Times Higher Education (THE) обнародовало результаты предметных рейтингов по четырем направлениям. Российским лидером в рейтинге «Образование» стал Казанский федеральный университет (КФУ), который вошел в категорию 101–125 лучших вузов.

По словам директора Института психологии и образования, руководителя стратегической академической единицы «Учитель XXI  века» Айдара Калимуллина, рост в предметном рейтинге THE «Образование» определяется международной оценкой деятельности, которая более прагматична и основана на четко определенных параметрах. Так, рейтинг «Образование» оценивает качество преподавания в вузе, количество исследований и цитирование ученых, отраслевые доходы и международное сотрудничество.

Главную задачу продвижения в международных рейтингах мои коллеги по Казанскому федеральному университету рассматривают, прежде всего, как демонстрацию реального состояния российского образования в глазах мирового научно-педагогического сообщества, — пояснил Айдар Минимансурович.

К сожалению, в последние два-три десятилетия постепенно укоренилось мнение, что российская система образования испытывает серьезные, неразрешимые проблемы. Я и мои коллеги достаточно глубокого изучали опыт многих стран мира, и, поверьте мне, сложности существуют даже в образовательных системах ведущих стран мира. Имеются они  в области педагогического образования.

К примеру, сейчас учителей в той или иной степени не хватает в Великобритании, США, Германии и других странах. Поэтому мы изначально задали себе вопрос: как используя опыт решения проблем школьного образования и подготовки педагогов в различных странах мира мы, ученые КФУ, сможем быть полезными для российской науки и практики.

Директор Института психологии и образования напомнил, что Казанский федеральный университет стал в 2011 году одним из трех крупнейших центров подготовки учителей в России после присоединения к нему двух педагогических университетов.

—  Мы изначально стремились к изменениям и начали строить собственную модель педагогического образования, которая, в первую очередь, выделяется более широкой вариативностью вхождения в учительскую профессию и фундаментальностью подготовки учителей-предметников.

Эта система основана на соединении преимуществ классического и педагогического университетов при подготовке учителей. Кстати, время доказало правоту руководства Казанского университета, и сейчас примерно половина учителей в нашей стране готовится не в стенах традиционных педагогических вузов.  Более того, именно классические, в том числе федеральные университеты, являются лидерами по набору студентов из числа наиболее подготовленных выпускников школ.

Наш университет в последние годы всегда входит в «пятерку» лучших вузов страны по качеству приема на психолого-педагогическое направление. Конкурс с последние годы достигает до 40 человек на бюджетное место. Не это ли реальное возрождение стремления молодежи к учительской профессии!

Получив поддержку руководства Казанского  университета, с 2015 года педагогическая подготовка стала одним из четырех приоритетных направлений развития КФУ наряду с медициной, нефтедобычей и астрофизикой.

Я уверен, что это пример глубокой и долгосрочной стратегии развития нашего университета, неоднократно сформулированной в выступлениях ректора КФУ Ильшата Гафурова, — пояснил руководитель САЕ «Учитель XXI  века».

В КФУ постепенно сформировалась разветвленная инфраструктура педагогического образования, без которой немыслим полноценный образовательный и научный процесс.

Мы являемся редким, а, возможно, единственным вузом страны, имеющим в своей структуре два общеобразовательных лицея для одаренных детей (лицеи входят в ТОР-100 лучших школ Российской Федерации), центр повышения квалификации учителей, планетарий, образовательное телевидение, многочисленные центры дополнительного образования, технического творчества, летние профильные лагеря, Детский университет и многое другое. С 2019 года начнет работать наш детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра.

По словам директора ИПО, все это не только обеспечение качества образовательного процесса, но и площадки для исследовательской деятельности, разработки новых методик и технологий работы. Именно благодаря этому, исследования ученых КФУ стали интересны в международном контексте.

Заинтересованность в тематике докладов ученых КФУ проявилась на самых авторитетных мировых конференциях по образованию – Всемирной, Европейской,  Британской, Американской ассоциаций исследований в образования, попасть на которые в результате жесткого отбора – большая честь для любого ученого. Например, в этом году по числу докладов на конференции Британской ассоциации исследований в образовании (BERA 2018) мы стали самыми представительными среди неанглоязычных университетов мира.

Результаты научных исследований ученых  ИПО стали публиковаться в ведущих международных журналах по педагогике: особый резонанс имели статьи в журналах первого и второго квартиля, подготовленные в коллаборации с учеными ведущих университетов мира.

В качестве примера приведу подготовку моей коллегой, профессором  Розой Валеевой  российского раздела в Оксфордскую энциклопедию по педагогическому образованию, которая выйдет в 2019 году.

Качество публикуемых материалов отразилось на росте цитирования наших работ. Так, по таким показателям как «Цитирование каждой публикации» или» «Средневзвешенное цитирование» мы уже вплотную приблизились к уровню ведущих европейских университетов.

Задача продвижения достижений российских ученых в международное научное пространство и получение новых знаний, наработок  отзарубежных коллег ярко проявилось в направленности проблематики Международного форума по педагогическому образованию (IFTE), который прошел в этом году в КФУ в четвертый раз.

— Начиная с участия в этом научном мероприятии всего лишь шести зарубежных ученых,  мы смогли заинтересовать иностранных коллег российскими исследованиями, и уже в 2018 году мы принимали коллег, специализирующихся на проблемах педагогического образования, уже из 65 зарубежных и 93 российских университетов.

Возможно, вся эта кропотливая и ежедневная работа в области педагогического образования и науки позволила ученым КФУ приобрести определенный авторитет среди российских и зарубежных коллег,  и тем самым стать заметными в ведущих зарубежных рейтингах THE и OS.

Безусловно, результат в рейтинге THE — объективная оценка нашей деятельности. Но не стоит только на этом концентрировать свое внимание. Гораздо важнее, думаю, то, что качество подготовки наших выпускников, актуальность и практикориентированность наших исследований, модели подготовки квалифицированных учителей, внедряемые в Казанском федеральном университете, соответствуют лучшему мировому опыту и служат тем самым решению общей для всех стран мира задачи – сделать будущие поколения еще более образованными и способными менять наш мир к лучшему.