С конца января заместителем директора по науке и развитию Института психологии и образования КФУ стал Тимирхан Алишев, до недавнего времени занимавший пост заместителя министра образования и науки РТ.
– Вы для университета человек не новый – в свое время закончили факультет журналистики и социологии КГУ, аспирантуру, преподавали, уже в качестве замминистра неоднократно выступали перед студентами с лекциями. Успели ознакомиться с «рабочим полем»?
— С чем-то успел, с чем-то в процессе. Да, вы правы, я не новый человек для Казанского университета. И тем интереснее для меня решать те задачи, которые ставит передо мной руководство института и университета.
Когда я работал в министерстве, мы не раз обсуждали с руководством университета и института то, каким образом должна быть выстроена система подготовки педагогических кадров, исследований в данной сфере. И теперь появилась реальная возможность поучаствовать в организации этого процесса.
Не секрет, что выпускники педвузов не всегда легко адаптируются в школе. Это связано с необходимостью обеспечения высокого уровня практической подготовки у студентов, их готовности к работе педагога. Для КФУ — вуза, готовившего учителей в течение почти двух веков, важно, чтобы наши выпускники были востребованы в школе, чтобы они умело владели современными педагогическими технологиями и отлично знали своей предмет – все это основные показатели мастерства учителя.
Если мы говорим о педагогическом образовании, то оно безусловно должно соответствовать действующим образовательным стандартам, но в то же время и профессиональному стандарту педагога – то есть основному профессиональному критерию отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Это, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в институте, в том числе усиление педагогической практики как важной формы практической подготовки педагогов.
Самая важная задача, которая стоит перед Институтом психологии и образования, — подготовить востребованные квалифицированные педагогические кадры и для Республики Татарстан, и для всего Приволжского федерального округа. Но без науки, без научного сопровождения этого процесса этого не достичь. Многие исследования, которые ведутся в ИПО в области Teacher Education, являются передовыми в Европе. Поэтому важно обеспечить трансфер научных исследований и разработок ученых КФУ в образовательный процесс, тем самым улучшив процесс подготовки и последующей адаптации молодых педагогов.
Задачи, которые стоят передо мной, связаны и с развитием научной деятельности в рамках САЕ «Учитель XXI века», с повышением узнаваемости университета в мире в части педагогических исследований, с реализацией международных проектов.
— Каждый ли выпускник пединститута готов стать учителем?
– Можно быть отличным предметником, ученым, и при этом совершенно не уметь эффективно доносить информацию до учеников, а тем более учить их учиться самостоятельно. Не каждый имеет необходимый педагогический инструментарий или психолого-педагогические компетенции для того, чтобы правильным образом адаптировать и преподнести информацию для обучающихся. Поэтому нам нужно добиться того, чтобы учителя дошкольного, начального школьного образования, предметники владели собственно знанием предмета, который они преподают, и имели хороший уровень педагогической подготовки.
Чтобы школа обеспечивала высокое качество образования, в ней должны работать компетентные педагоги, нацеленные на постоянное профессиональное развитие. Где таких найти? Чудес не бывает, мы должны сами качественно их подготовить.
– А как узнать, что мы добились цели?
– Последние два года в Татарстане проводился сертификационный экзамен на выявление соответствия выпускника педвуза требованиям профессионального стандарта. Выпускники пединститутов (КФУ, Набережночелнинский педагогический институт) добровольно принимали участие в тестировании. По итогам определялся балл каждого из участников экзамена и на их основе формировался рейтинг. Так мы можем определить сильные стороны не только каждого студента, но и вуза.
На мой взгляд, очень важно иметь независимый результат оценки качества образования в вузе, а главное важно начинать обсуждать этот результат. Ведь важна не сама оценка, а реакция на нее.
Для школьного образования таким инструментом является ЕГЭ – единый сертификационный экзамен для всех учащихся по единым стандартам, абсолютно не зависимый от конкретного учителя или образовательной организации. На уровне высшего образования пока таких процедур в подавляющем большинстве случаев нет. Необходимо вводить единые межвузовские общероссийские экзамены для выпускников педагогических направлений и по знанию предмета, педагогическим и психолого-педагогическим компетенциям, которые они приобрели в процессе обучения в вузе. Можно быть уверенным, что после введения такого экзамена достаточно быстро произойдет трансформация и самого образовательного процесса.
– Это профессиональные планы. А на личное время есть?
– Мои мечты связаны и с профессиональной деятельностью, и с семьей. У меня растут две дочки: 4 месяца и 4 года. Хочется видеть, как они взрослеют, учатся, растут талантливыми людьми, и, возможно, становятся студентками Казанского университета.
– Продолжат династию?
– Да, я второе поколение. Первыми, кто связал свою жизнь с Казанским университетом, стали мои родители: отец — Булат Салямович заканчивал факультет научного коммунизма, сейчас он профессор кафедры общей психологии ИПО. Мама заканчивала мехмат. В университете они и познакомились. Они вместе участвовали при строительстве второго корпуса КГУ: и строительный мусор убирали, и доски приколачивали, и бетон выгружали. Кстати, и я с женой познакомился в университете.
— Во время вашей учебы, университет отмечал свое 200-летие.
— Это была очень важная и значимая дата для нас всех. Я помню, в тот год для студентов ввели специальные курсы по истории Казанского университета. Нам читали лекции, а мы готовили и защищали проекты. И эти знания обогатили нас, молодых, и заставляли понять, насколько богата и разнообразна история альма-матер. Мы начали чувствовать свою сопричастность с ней. Помню, каждый из нас – студентов разрабатывал и защищал специальный проект. Мы работали в национальной библиотеке, библиотеке университета и изучали различные факты из его истории.
В моем проекте «Наказания студентов в XIX веке» речь шла о различных видах наказаний за политические взгляды, неповиновение руководству вуза. Мало кто знает, что особенно в николаевскую эпоху бывали редкие случаи когда по решению суда студентов проводили через строй солдат и били шпицрутенами.
— А кто был вашим научным папой?
— Любовь к науке, ее строгой методологии мне, конечно, привил отец. Моим научным руководителем был Владимир Павлович Модестов, он долгое время работал заместителем декана факультета журналистики и социологии. Впрочем, все преподаватели КГУ, кто работал с нами, безусловно, являются для меня авторитетами в научно-преподавательской деятельности.
Если говорить конкретно о преподавателях университета, то эта значимая роль принадлежит ныне первому проректору университета, а в годы моего студенчества проректору по образованию и заведующему кафедрой социологии Риязу Гатаулловичу Минзарипову.
Воспитывал в нас интерес к международным исследованиям Сергей Арсеньевич Ерофеев – он руководил управлением международных связей университета, различными проектами по развитию научных сетей и социокультурными исследованиями в КГУ. Конечно, с благоговением относились мы к известному советскому и российскому историку и социологу Эрику Самигулловичу Рахматуллину.
Из молодых преподавателей примером для нас были Лилия Равильевна Низамова, Мария Юрьевна Ефлова.
— А почему вы не остались в науке?
— А я никогда и не заканчивал заниматься наукой. У меня выходили научные статьи по социологии, социологии образования. Сейчас в планах более активно заняться научной деятельностью, разработать интересные, полезные курсы для студентов ИПО.
— Как правило, на прощанье всем выпускникам Казанского университета задаю один вопрос: если сравнить знания, полученные в КГУ, с колесом, которое крутилось бы по жизни, то на какой период жизни вам хватило оборота этого колеса?
— Оно катится до сих пор. Для всех выпускников Казанский университет становится основой для дальнейшей профессиональной деятельности. Я продолжаю заниматься самообразованием. И эту модель поведения по отношению к получаемым знаниям создал именно Казанский университет.
И, пожалуй, я не соглашусь, что Казанский университет – это колесо. Скорее, это некий perpetuum mobile, который мотивирует и стимулирует к дальнейшей работе на протяжении всей жизни.
Казанский университет 2002 года, когда я поступил сюда, и Казанский университет сейчас – это две совершенно разные структуры. Отличительной чертой альма-матер всегда была его академичность, серьезность, привлечение преподавателей самого высокого уровня квалификации и в то же время сегодня это генерирование новых идеи, подходов, взглядов. И я счастлив, что могу быть причастным к новой истории Казанского университета.
Блиц-опрос
Хобби. У меня большая библиотека. Читаю книги на английском, турецком языках.
Спорт. У нас достаточно спортивная семья: летом – велосипеды, плавание на открытой воде, зимой – лыжи, коньки. В этом году старшую дочку поставил на лыжи.
Музыка. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Смогу и сейчас сыграть по нотам. Слушаю разную музыку – джаз, классику, рок.
Традиции. Мы часто собираемся нашей семьей: родители, моя сестра с семьей с двумя детьми, я со своей семьей.
Композитор. Сейчас Шопен, Марк Нопфлер и Гленн Миллер. Есть в числе фаворитов и более современные исполнители. Но все зависит от настроения.
Игры. Шахматы. Играть в них меня научил отец.
Справка
Окончил Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина (2007 г.).
В 2003 — 2004 гг. — лаборант кабинета «ТО автомобилей» ГОУ СПО Казанского автотранспортного техникума.
В 2004 — 2007 гг. — инструктор по работе на компьютере ПРО ТРО ВОИ Приволжской районной организации г. Казани Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов — «Общество инвалидов Республики Татарстан».
В 2007 — 2009 гг. — работа в коммерческих структурах.
В 2009 — 2011 гг. — ведущий консультант отдела координации и развития научных исследований министерства образования и науки Республики Татарстан.
В 2011 — 2012 гг. — начальник отдела высшего образования министерства образования и науки Республики Татарстан.
В 2012 — 2015 гг. — начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Республики Татарстан
С июня 2015 г. — заместитель министра образования и науки Республики Татарстан.
Кандидат социологических наук, 2011г.