Впервые монография ученых Института психологии и образования проиндексирована Scopus

Ученые Института психологии и образования – профессор кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ Валерьян Габдулхаков и доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Евгения Шишова – написали статью  «Educating Teachers for a Multicultural School Environment».

Эта статья стала первой, основополагающей главой коллективной монографии «Intercultural Communication: Strategies, Challenges and Research» – «Межкультурная коммуникация: стратегии, вызовы и исследования» крупнейшего Нью-Йоркского академического издательства. В начале июля монография была проиндексирована в базе данных Scopus.

Статья ученых КФУ  («Educating Teachers for a Multicultural School Environment») была посвящена вопросам, связанным с межкультурной компетентностью будущих учителей и их готовностью к работе с детьми в поликультурной среде. В этой же главе авторы также дали описание основных психологических и педагогических условий формирования двуязычия, соответственно именно она определила содержание других глав книги, авторами которых стали ведущие ученые мира: Германии, Испании, США, России.

Эта книга раскрывает психологические, социокультурные и исторические аспекты межкультурной коммуникации и факторы, влияющие на эффективность межкультурной коммуникации в различных сферах деятельности, – пояснила Евгения Олеговна. – Исследуются вопросы, связанные с формированием билингвизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста в сложившихся условиях двуязычия и многоязычия.

Проблемы двуязычия и многоязычия в условиях языковых ситуаций ХХI века, двустороннего двуязычия и многоязычия рассматриваются в книге как общественная потребность. Причем под билингвизмом авторы подразумевают такое состояние, когда один язык осваивается в достаточном объеме, а вторым языком человек овладевает на разном уровне (в зависимости от мотивации и языковой среды).

Сейчас обучение на билингвальной основе обретает весомую роль и хорошую перспективу. Необходимость повышения эффективности формирования двуязычия у детей, коммуникативной компетентности в условиях поликультурного образования требуют создания системы комплексной психолого-педагогической поддержки развития раннего билингвизма.

В монографии обоснованы психолого-педагогические пути организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу.

В ходе многочисленных исследований в США пришли к выводу, что нацию, государство духовно сплачивает только культурный код. В России же последних лет происходило размывание культурного кода (его интеграция с ценностями Западной Европы или США) и только совсем недавно многие стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР, — прокомментировал Валерьян Фаритович. – Культурный код, безусловно, сохранился, но его надо питать, укреплять и беречь.

Информацию о книге можно найти  Nova Science Publishers