Вице-президент РАО, председатель Экспертного совета по коррекционному инклюзивному образованию при Комитете Госдумы Николай Малофеев побывал на экскурсии в Институте психологии и образования КФУ.
Интерес к педагогическому направлению в Казанском федеральном университете у вице-президента РАО не случаен: в предметной области «Образование» по версии Times Higher Education КФУ вошел в число 100 лучших университетов мира, заняв 94 строчку рейтинга.
Во время ознакомительной экскурсии по Институту психологии и образования гостю показали центр педагогической магистратуры и центр педагогических практик дошкольного и начального образования ИПО, прошли по аудиториям для проведения лекционных и практических занятий, осмотрели кинозал, кабинет технических средств обучения, оценили современные лаборатории, входящие в структуру стратегической академической единицы «Учитель XXI века».
Знакомясь с деятельностью ученых кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ Николай Николаевич вспомнил факт, что в Казани в 1886 году открылась третья в России школа для глухонемых детей – до этого подобные заведения существовали только в Санкт-Петербурге и Москве. Школа не прекратила своего существования — сегодня это интернат № 6 для глухих детей им. Е.Г.Ласточкиной.
Вице-президент подчеркнул, что в сфере инклюзивного и специального образования наблюдается дефицит кадров. Именно поэтому, отметил Н.Малофеев, сохраняя традиции новаторства, Казанский университет должен уделить внимание подготовке учителей для работы с детьми с ограниченными возможностями.
— Сегодня мы видим дефицит в профессионалах, работающих с детьми, и этот дефицит связан не только с отсутствием этих специалистов… Проблема в том, что специалисты есть, но существует постоянная потребность в повышении их квалификации.
Н.Малофеев указал на необходимость организации в КФУ совместно с регионом курсов постоянного повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Общаясь во время экскурсии по ИПО со студентами, Николай Николаевич поделился воспоминанием о своем выборе профессии.
— Когда я принял решение поступить в Московский институт на логопеда, моя мама искренне недоумевала, зачем мальчику такая профессия. «Ленин картавил — ничего, совершил революцию. Роберт Рождественский заикался, но вел телепрограмму и читал с трибуны стихи», — убеждала она меня в ненужности этой специальности. А ведь именно логопед занимается постановкой правильной речи, а речь, как известно, является основной составляющей коммуникаций всего человечества.
Он отметил, что дефектология — сложное направление, где многие разделы (сурдо-, тифло- и др.) приобретают все большее значение в обществе. А желание студентов ИПО КФУ продолжить работу по специальности, вызвало искреннюю радость у гостя.
— Что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно. А видя ваше желание учиться и работать, я уверен, что дефектолог и логопед – это профессия будущего.
Справка
Вице-президент РАО. Председатель Экспертного совета по коррекционному инклюзивному образованию при Комитете Государственной Думы. Член Совета по делам инвалидов при Президенте РФ и Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Член Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования, экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ.
Главный редактор журналов «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», член редколлегии журнала «Special Education» (Литва), член редсовета «Российского психологического журнала».