Исследование связи между условным уважением, идеальным и фактическим самосознанием, реляционной достоверностью проводил в Казанском федеральном университете старший научный сотрудник Института психологии и образования Мартин Линч.
Статья написана в соавторстве с учеными КФУ, Университета Рочестера (США), Университета Миссури (США) и Высшей школы экономики.
Уже не первый год статьи ученых САЕ «Учитель XXI века» публикуются в журналах Scopus первого квартиля – самой высокой категории научных журналов, по-настоящему международных, со строгой системой рецензирования, с высоким уровнем цитируемости, то есть востребованности журнала научным сообществом.
Вот и в последнем номере журнала Journal of Humanistic Psychology опубликована статья Conditional Regard, Self-Concept, and Relational Authenticity: Revisiting Some Key Rogerian Concepts Cross-Culturally, Through Multilevel Modeling / «Условное уважение, самооценка и реляционная достоверность: пересмотр некоторых ключевых понятий Роджерса кросс-культурным путем многоуровневого моделирования», обобщившая результаты кросс-культурного исследования, проводившегося в трех странах: Китае, России и США.
Ученые, используя современные статистические методы исследования, провели анализ основных положений теории личности К. Роджерса и выявили большие расхождения между идеальным и фактическим самосознанием.
— Большинство людей время от времени осознают, что они не те люди, какими хотели бы себя видеть: не лучший человек, не лучший партнер, не лучший товарищ по команде, не лучший родитель. Другими словами, у большинства из нас есть версия «лучшего себя», которой мы хотели бы стать, но пока или уже не стали, — пояснил Мартин Линч. — Однако эти личные идеалы играют мотивационную роль: устанавливают планку, к которой стремится личность. При нормальном функционировании Я-реальное пытается приблизиться к Я-идеальному. И действительно при приближении к своему личному идеалу, личность чувствует себя хорошо. Переход от Я-реального к Я-идеальному, освобождение себя от неприемлемой части собственного «Я» понимается К. Роджерсом как процесс личностного роста, развития.
Ученые-психологи США и России задали вопрос: почему мы так часто отстаем от наших идеалов и стоит ли стремиться к ним? Ведь идеалы могут быть как здоровыми, позитивными, интегрированными и реалистичными, так и негативными, интроецированными и нереальными.
Настоящее исследование поставило целью проверить роджерские понятия условного уважения и меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки.
— Различные исследования, проводимые Карлом Роджерсом, показали, что часто люди, осознавая несоответствие их взгляда на себя (какие они должны быть в идеале и какими они видят себя сейчас) имеют заниженную самооценку. Роджер не раз говорил, что самооценка напрямую связана с оценкой близких вам людей. Так, родители мальчиков с высокой самооценкой были более любящими и ласковыми и воспитывали своих сыновей, не прибегая к принудительным дисциплинарным мерам типа лишения удовольствий и изоляции. И наоборот, родители мальчиков с низкой самооценкой были более отчужденными, менее радушными и, весьма вероятно, применяли физическое наказание за плохое поведение сыновей.
В своих исследованиях Роджерс обнаружил, что реальный взгляд клиента на себя, который изменяется, приближаясь к образу Я-идеального, приводит на сеансах психотерапии к положительным терапевтическим результатам.
— Если существует большое расхождение между реальным и идеальным-Я, то оно приводит к депрессии, искаженному восприятию реальности и внутренним конфликтам. В случае, когда идеальный образ себя соответствует Я-реальному, он воспринимается как подлинный и совпадающий с основными ценностями и убеждениями.
В кросс-культурном исследовании ученые проверили опыт прошлых и настоящих отношений и попытались предсказать их влияние на текущие отклонения личности от идеальной самооценки.
— Мы провели межкультурный опрос 506 студентов: 141 – из США, 179 – из России, 186 — из Китая.
Сначала участников попросили сообщить об их опыте отношения с родителями в детстве. Концептуально это позволило ученым изучить влияние прошлого и настоящего условного отношения на самооценку участников и понять подлинность.
— Согласно полученным данным, мы сделали вывод, что люди, испытывавшие зависимость от мнения родителей в детстве, испытывают теперь подобную зависимость от нынешних партнеров. И, следовательно, ощущают себя менее истинными, подлинными с их идеальной точки зрения.
Роджерс утверждал и ученые нашли тому доказательства в анкетах опрошенных, что ценность людей зависит от того, насколько они хотят оправдать ожидания других. Это приводит к отрицанию себя как Я-реального, отклонению и недостижимости Я-идеального и чувствованию себя все менее и менее подлинно в отношениях.
Затем участники исследования оценили степень, в которой они на самом деле видят себя в отношениях с мамой, отцом, лучшим другом, романтическим партнером. Для США внутренняя согласованность Я-реального и Я-идеального варьировалась от 0,70 до 0,90 по всем отношениям с партнерами; для российских испытуемых — от .50 до .84; для китайских респондентов — 0,66 до 0,87.
Полученные данные подтвердили, что личность, испытывающая рассогласованность Я-реального и Я-идеального и зависимость от оценки окружающих как в прошлых, так и в нынешних отношениях, имеет невротическую самооценку, способную перерасти в психическое заболевание.
— Если же люди не считали оценку окружающих людей подлинной и совпадающей с их собственной оценкой себя, то это отрицательно сказывалось для невротизма, но весьма положительно для всех остальных.
Психолог отметил, что для русских респондентов оценка прошлого и нынешнего себя имела меньшее значение между идеалом и реальной самооценкой сегодня, а вот китайские респонденты испытывали большее влияние. Для студентов из США условное отношение в текущих отношениях к несоответствиям Я-концепции было еще больше.
Исследование будет полезно как ученым, таки практикующим психологам.
— Клиент, который приходит на консультации с осознанием и разочарованием в связи с тем, что он не достиг идеального представления о себе, может, среди прочего, находиться под влиянием затяжного или продолжающегося оценивания себя в отношениях с важными для него другими.
Благодаря нашему исследованию, терапевт поможет клиенту создать их собственный локус оценки, менее зависимый от внешних оценок окружения для формирования и поддержания самооценки.