В Москве обсудили результаты работы региональных научных центров Российской академии образования

Сегодня, 27 июня, в Москве прошло совещание руководителей региональных научных центров Российской академии образования. В программе совещания – обсуждение организационных вопросов работы научных центров, механизмов координации научных исследований и планов научной работы региональных центров на 2017 год. Кроме того, подобная встреча — возможность для обмена опытом и выработки коллективного решения о возможных новых формах взаимодействия РАО и Центров.

Казанский федеральный университет на встрече представляли ректор КФУ, член-корреспондент РАО, профессор Ильшат Рафкатович Гафуров и директор Института психологии и образования КФУ, руководитель стратегической академической единицы «Учитель XXI века», профессор Айдар Минимансурович Калимуллин.

С докладом по вопросам научно-исследовательской, образовательной, инновационной, а также международной деятельности КФУ в рамках соглашений о сотрудничестве с Российской академией образования выступил Ильшат Рафкатович Гафуров.

«В 2016 году при поддержке РАО на площадке Казанского федерального университета был создан Региональный научный центр, что стало важным событием в научной жизни. В настоящее время в КФУ обучаются более 9 тысяч будущих педагогов практически по всем предметным областям общеобразовательной школы. Именно поэтому вопросы подготовки учителей заняли приоритетное место в деятельности Приволжского регионального научного центр РАО, который в течение прошедшего года был теснейшим образом вовлечен в единую систему образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности КФУ», — начал свое выступление ректор Казанского университета, профессор Гафуров.

В своем докладе о результатах работы профессор Гафуров отметил, что КФУ является участником двух серьезных государственных программ – Программы развития федерального университета и Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100). Участие в последнем определило специфику КФУ, заключающуюся в более активной интернационализации в сравнении с традиционными педагогическими вузами. В результате университет стал рассматриваться как площадка для международной кооперации российских и зарубежных исследователей в области подготовки учителей. И, как показывает опыт такого взаимодействия, большинство проблем педагогического образования в самых разных странах являются типичными, соответственно, и пути их решения требуют серьезной международной кооперации.

В качестве первых результатов реализации проектов по педагогике можно обозначить вхождение Казанского университета в предметный рейтинг QS в области «Education» (позиция 251-300), а также сопредельных научных областях, непосредственно связанных с подготовкой учителей – «Linguistics» (позиция 101 -150) и «English language and literature» (позиция 251-300). Цель педагогов КФУ — попасть в топ-30 университетов Европы в области «Education». Разумеется, рейтинги не являются самой целью, они лишь демонстрируют динамику в сравнении с лучшими университетами мира. Без соответствующего научного наполнения программы не работают.

За минувший год педагогическому направлению КФУ удалось преодолеть большой путь к признанию результатов на международной арене. Помогли в этом сотрудничество с РАО, проведение на площадке КФУ крупных всероссийских и международных научных форумов (например, Международного педагогического форума и Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы), создание собственного журнала «Образование и саморазвитие», который сегодня активно внедряется в международную систему, и, конечно, уникальная система подготовки учителей как по классической (в Елабужском институте КФУ), так и по распределенной (система, построенная в г. Казань) схеме. Подобное сочетание различных подходов стало возможным благодаря размерам университета и наличию профильных специалистов и научных групп практически в каждой из областей знаний.

На совещании заслушали вступительное слово президента РАО, академика РАО Л.А. Вербицкой о развитии сети региональных научных центров РАО и научных центров РАО; Выступление вице-президента РАО, академика РАО В.В. Лаптева по основным содержательным и организационным вопросам реализации соглашений РАО с РНЦ РАО и НЦ РАО, выступление ректора Южного федерального университета, члена-корреспондента РАО М.А. Боровской о развитии сетевого взаимодействия региональных научно-образовательных организаций при  проведении научных исследований, а также выступления руководителей РНЦ РАО и НЦ РАО по вопросам научного сотрудничества с Российской академией образования и исследовательской, образовательной, инновационной, а также международной деятельности в рамках заключенных с академией соглашений.