В международной монографии опубликована статья ученых КФУ о волонтерстве как о средстве подготовки будущих учителей

Монография известного академического издательства Nova Science Publishers, в которой опубликованы результаты научных исследований ученых Института психологии и образования Казанского федерального университета, проиндексирована в Scopus.

Результаты научных исследований завкафедрой педагогики ИПО КФУ профессора Розы Валеевой и доцента кафедры педагогики Лейсан Рыбаковой были опубликованы в коллективной монографии “Social Integration and Inclusion: Predictors, Practices and Obstacles” известного американского академического издательства Nova Science Publishers (Hauppauge, New York, USA). На днях эта монография была проиндексирована базой данных Scopus.

Монография «Social Integration and Inclusion: Predictors, Practices and Obstacles» состоит из четырех частей. Результаты своих научных исследований в коллективной монографии представили ученые из Греции, Израиля, США и России.

Так, в первой главе авторы исследуют рамки образовательной интеграции и социального неравенства в контексте экономического кризиса, охватившего Грецию в течение последних восьми лет. Концепция инклюзивного образования в греческом образовании не может быть реализована из-за господствующей идеологии «нормальности» и продолжающейся государственной и образовательной стигматизации инвалидности, которая узаконивает фактические различия людей.

Далее на основе общенациональной базы данных Программы международной оценки компетенций взрослых авторы монографии исследуют взаимосвязь между тремя когнитивными навыками (грамотность, умение считать и решение проблем в богатых технологиями средах) и тремя показателями интеграции рынка труда (доход, автономия и удовлетворенность работой) иммигрантов из бывшего СССР в Израиле.

Глава «Волонтерство как средство подготовки будущих учителей к работе с детьми под угрозой», написанная учеными Института психологии и образования КФУ и вошедшая в коллективную монографию, посвящена проблемам организации волонтерской работы с детьми из группы риска и готовности студентов работать с ними.

По словам авторов статьи, в Институте психологии и образования Казанского университета было  проведено тематическое исследование с целью теоретического обоснования и экспериментальной проверки форм и методов волонтерства как средства подготовки будущих педагогов.

“Одной из целей профессионального образования является создание условий для развития самоидентификации будущего учителя, способного работать в конкурентной среде и в разных типах учреждений, с разными категориями учащихся, в том числе детьми, находящимися в опасности. Поэтому подготовка будущих учителей должна быть ориентирована не только на знания, но и на то, чтобы стать центром формирования нравственных качеств: терпимости, сострадания к страданиям других, активной доброты, самоотверженности и милосердия”, – пояснила Роза Алексеевна.

В связи с этим, считает ученый, обучение студентов организации волонтерской работы с детьми из группы риска может стать одним из приоритетов повышения их профессиональных качеств.

К тому же сегодня в российском обществе наблюдается устойчивый рост количества детей, которые можно отнести к группе риска. В стране ежегодно выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся во взрослых, которые могут заменить им семью. Есть 422 детских дома на 35 тысяч детей; 745 детских домов на 84 тысячи детей; 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Поэтому проблема формирования готовности будущих педагогов к работе с детьми из группы риска является  актуальной и значимой.

“Волонтерство крайне необходимо в современной России. Отсюда вытекает необходимость создания специальной учебной программы для студентов по технологии волонтерской деятельности”, – считает исследователь.

С этой целью учеными КФУ и было проведено исследование.

“Целью нашего исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка форм и методов волонтерства как средства подготовки будущих педагогов к работе с детьми из группы риска”, – пояснила Роза Алексеевна.

В исследовании приняли участие 108 студентов (48 членов Казанского общества молодежи им. Корчака «Солнце для детей» и 52 студента, не являющихся членами общества волонтеров). В исследовании авторов использовались методики, направленные на выявление показателей готовности к работе с детьми из группы риска.

Ученые пришли к выводу, что на стадии разработки исследования распределение терминальных и инструментальных значений в обеих группах («корчаковцев» и не членов общества)  перед экспериментом практически одинаково.

“На этапе формирования эксперимента мы использовали следующие технологии волонтерской работы для формирования готовности студентов к работе с детьми из группы риска: организация деятельности студентов в соответствии с педагогическими идеями Януша Корчака; осуществление практики студентов с детьми из курируемых детских домов”.

На контрольном этапе исследования ученые обнаружили, что ценностные ориентации членов Казанского молодежного общества им. Корчака «Солнце для детей» после эксперимента претерпели значительные изменения:

“На контрольном этапе исследования мы обнаружили, что высокий уровень готовности студентов к работе с детьми из группы риска в составе членов Казанского молодежного общества им. Корчака «Солнце для детей» изменился с 6,3 до 41,7%, средний – с 10,4 до 37,5%, низкий уровень соответственно снизился с 83,3 до 20,8%.

По нашему мнению, это показывает эффективность разработанной нами программы по формированию у студентов готовности работать с детьми из группы риска посредством добровольной деятельности. Студенты с высоким уровнем хотят заниматься благотворительностью, делать добрые дела, не ожидая вознаграждения. В группе студентов, не являющихся членами Общества, таких существенных изменений в уровнях не произошло.

Результаты констатирующей и формирующей фазы эксперимента показали положительное влияние на готовность учащихся работать с детьми из группы риска и эффективность волонтерской работы.

“Этот результат позволил  нам сделать вывод, что использование волонтерской работы и разработанной  нами программы улучшает подготовку будущих учителей”, – резюмировали авторы исследования.

Справка

Издание монографии осуществлено при поддержке американского академического издательства Nova Science Publishers (NOVA grant).  Крупнейшее Нью-Йоркское издательство “Nova Science Publishers” входит в десяток лучших научных издательств мира.