В КФУ прошел семинар с участием академика РАО Александра Асмолова

На встречу с неординарным и знаковым для нашего времени ученым, выдающимся педагогом и психологом, практически человеком-эпохой пришли проректоры, директора институтов, завкафедрами, педагоги Казанского университета.

Приветствовал гостя проректор по образовательной деятельности  КФУ Тимирхан Алишев. Он отметил, что «эпоха Асмолова» в образовании началась в 1988 году. И факт, что  школа вот уже 30 лет учится видеть в ребенке Личность, Индивидуальность – во многом заслуга именно Александра Григорьевича.

Целью сегодняшней встречи, по мнению Тимирхана Булатовича,  является выработка нового взгляда на, казалось бы, уже известное, обнаружение скрытых сторон знакомого и нахождение нового понимания образования.

Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов рассказал об антропологических изысканиях, которые, по его словам, помогут построить будущее, высшими ценностями которого являются человек и человечность.

«Все, что я делаю с 1988 года, так или иначе связано с разработкой антропологических — под маской психологических — программ поддержки индивидуальности. 

Во многих странах мира существуют структуры науки и образования, которые называются наука о человеке. В России подобного направления не существует. Когда в 1966 году на Всемирном съезде психологов, проходящем в Москве, заговорили о трансдисциплинарности, многие не поняли даже этого термина.

А вот сейчас на смену монодисциплинарности, междисциплинарости, полидисциплинарности все более властно приходит конструкт или дискурс, говорите как угодно, который Пиаже назвал трансдисциплинарность. По сути дела, мы начинаем видеть научных «родственников», которых раньше могли и не видеть. По сути, без понимания т трансдисциплинарности нет качественного исследования.

Сегодня идет синтез: политической антропологии, социальной и культурной. Надо создавать гибкие образовательные программы, при реализации которых не деградировали бы важные для жизни высшие психические функции. Поэтому еще раз говорю: будущее не за педагогическими, а за антропологическими университетами».

Александр Асмолов также выделил существующий в настоящее время ценностный диссонанс: «Ничего не получится с системой подготовки учителей, если она будет оторвана от общества».

«Смерть России рождается в педагогических институтах». Это не претензия к учителям. Это претензия к обществу, обесценивающему значение учителя. Я не понимаю абсурда времени, когда тратят огромные суммы на развитие искусственного интеллекта, абсолютно не заботясь о развитии интеллекта естественного. Поэтому я всегда говорю, что в России или где-то еще не существует суверенной отгороженной системы образования».

В своем докладе Александр Асмолов также обозначил векторы движения к необходимым трансформациям.

«В современном мире происходит огромное количество трансформаций, и ключевая задача личности XXI века — готовность к изменениям. Образование должно готовить универсалов, потому что мы готовимся к миру неопределенности, где базовым является умение видеть картину мира и не бежать от неопределенности».

Трансформация образования, по мнению ученого, в настоящем времени подразумевает несколько этапов. Для начала понять роль, которую играет учитель на сегодняшнем этапе.

По словам академика,  первая роль учителя – мотиватор: искусство овладения через мотивацию вниманием ребенка. Если учитель не владеет вниманием ребенка, то грош ему цена. Вторая роль учителя – навигатор в том потоке информации, который позволит вырастить уникальную личность. И третья роль — коммуникатор. Учитель должен владеть талантом общения,  сопереживания, эмпатией.

Александр Асмолов в своем выступлении обозначил проблемы отсутствия диалога между поколениями.

«Меняется ценностное пространство, в связи с чем встает уникальная проблема кода поколений. Мы ищем те или иные формы общения, которые выходили бы за шаблонные схемы коммуникации, говорили о великом — и при этом говорили непринужденно и легко».

Отвечая на вопрос об уменьшении доли фундаментальных исследований, академик ответил, что действительно, из-за грантовой системы теряется много исследований. «Если бы мы работали только на Scopus и Web of Science, то многие российские психологи были бы неизвестны. Случайные открытия не случайны: за ними всегда стоят мощные фундаментальные исследования. Если мы добьемся междисциплинарного диалога, приведущего к  размытию границ, изменим в массовом сознании отношение к фундаментальности, возможно, тогда экзистенциональные тревоги по поводу уменьшения фундаментальных исследований рассеются».

Обозначил академик и возможности сотрудничества с Казанским федеральным университетом.  В планах  — создание лаборатории антропологии образования, которую возглавил бы А.Асмолов.