В КФУ проходят традиционные “Андреевские чтения”

В Казани, на площадке Института психологии и образования КФУ, состоялась IV научно-практическая конференция с международным участием «IV Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности», посвященная памяти российского академика, известного в мире науки казанского ученого и автора учебников по развитию личности и педагогике, по которым работают сегодня лучшие вузы страны, Валентина Андреева.

Организатором конференции выступили в этом году Министерство науки и высшего образования РФ, Институт психологии и образования КФУ, Институт развития образования.

А  идейным вдохновителем научно-практической конференции с международным участием по-прежнему считается профессор КФУ, академик Российской Академии Образования, заслуженный деятель науки РФ Валентин Андреев. Его научная школа педагогики творческого развития и саморазвития известна не только в России, но и за рубежом. Его ученики и сегодня, когда профессора не стало, продолжают дело «учителя».


Справка

Валентин Андреев – автор первой российской «Конкурентологии», учебников «Педагогика творческого саморазвития», «Конфликтология» и «Риторика», по которым работают сегодня ведущие вузы страны. В 2006 году основал журнал «Образование и саморазвитие», который стал площадкой для апробации исследований ученых России и зарубежья.

В 1991 году казанский ученый создал и возглавил диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций, а в 1995-м – докторский совет, через который прошли сотни ученых-педагогов. Основатель школы творческого саморазвития «взрастил» приемников: 15 докторов наук и 52 кандидатов наук. То, что его система «развития личности» работает, доказывает и «семейный» факт: его дети – профессора и доктора наук.


Сегодня участниками форума стали более 60 специалистов: ученые, педагоги, психологи, лингвисты, журналисты, политологи и юристы, ученики и коллеги ученого, которые продолжают развивать идеи его научной школы “Педагогики творческого саморазвития конкурентоспособной личности”.

Конференцию торжественно открыл директор Института психологии и образования КФУ, профессор Айдар Калимуллин.

Именно через творчество и творческих подход к построению плана урока, например, учитель  может заинтересовать своим предметом, научить мыслить и рассуждать, научить учиться, — подверкнул Айдар Минимансурович.

Среди гостей форума – академик РАО, экс-вице-президент Чувашской Республики, заслуженный деятель науки РФ, председатель Ассамблеи представителей народов, проживающих на территории Чувашской Республики, профессор Лев Пантелеймонович Кураков, Президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», ректор Института культуры мира ЮНЕСКО, посол мира UPF, профессор Энгель Ризакович Тагиров, замдиректора по научной работе Института стратегии развития образования РАО, профессор Владислав Владиславович Сериков.

В своем приветственном видеообращении, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ В.Сериков говорил о значимости творческого саморазвития личности.

Долгие годы нас связывали тёплые отношения с Андреевым. А его теория  и сегодня находит применение при подготовке современного педагога. Сама профессиональная сфера, в которой живет и работает учитель, предполагает непрерывное движение вперед. Потребность в саморазвитии востребована самой природой профессии учителя. Как говорили древние: «сначала учиться, а потом учить». Поэтому современная педагогическая наука должна представить учителю такие условия, чтобы педагог мог использовать все лучшее, что накопила наука.

В приветственном слове  Академик РАО, президент Открытого международного университета «Диалог цивилизаций», профессор Сухейль Фараха (Ливан, Бейрут) отметил, что сегодня тема творческого саморазвития личности несомненно актуальна.

Идея проведения  научной конференции, посвященной  психологии аспектам творческой деятельности в педагогике, возникла несколько лет назад в Институте психологии и образования КФУ. И кафедра педагогики высшей школы ИПО КФУ продолжает начатую когда-то великим ученым традицию.

— Образование сегодня ориентируется на подготовку нового человека: человека творческого, конкурентоспособного. И Валентин Иванович стоял у истоков этих идей. На момент возникновения они казались большинству научного сообщества спорными и провокационными. А сегодня эти идеи  как никогда актуальны в свете направленности нашего образования на подготовку новой современной личности. Поэтому все, что  сегодня будет обсуждаться, все идеи, которые будут представляться, вызывают  интерес у педагогического сообщества, — пояснила доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Инна Голованова.

Конференция носит  теоретический характер: характер осмысления. Поэтому так важна теоретическая часть, представленная в пленарной части конференции.

Тематика докладов пленарного заседания была достаточно обширной и разнообразной, но объединяющим все представленные работы было то, что в их разработках использовался творческий подход.

Приоритетными проблемами для обсуждения участниками стали новые перспективы творческого саморазвития личности в цифровом мире, а также совершенствование инновационно-образовательной системы, обновление и трансформация педагогического образования.

Ученые со всей страны представляют результаты своей работы  по теме творческого саморазвития личности. И итогом конференции станет анализ полученного опыта и определение перспективных направлений дальнейших исследований, — резюмировала Инна Голованова.

—  На нашей кафедре проводятся не только теоретические, но и эмпирические исследования, – продолжила ученый КФУ. — Мы внедряем наши идеи в практику, организуя инновационные занятия.

Как доказательство, что «Андреевские чтения» объединили в себе не только интересные научные направления в теоретических выкладках, но и практику,  магистранты ИПО КФУ представили свои эмпирические исследования в этой области, рассказали о том, как они реализуют идеи Андреева на практике в школах, вузах, техникумах  и как они готовят новое поколение в аспектах творческого саморазвития личности.

В этом году впервые на конференции прошла церемония вручения премии за лучшую научно-исследовательскую работу в сфере образовательных инноваций, о которой год назад объявил сын Андреева, профессор Казанского юридического института МВД России Максим Валентинович.

По словам наследника, одним из неоспоримых достоинств сегодняшней конференции является возможность оценки практической работы образовательных учреждений, в которых были внедрены разработки Валентина Андреева.

Премию на бесплатную публикацию материалов Республиканской научно-практической конференции получила школа №146, концепция которой, кстати, была создана академиком Андреевым.

Получив из рук Андреева премию, замдиректора школы №146 Рахманова Саодат сказала: «Полученная премия – это доказательство, что образование должно переходить в самообразование, воспитание – в самовоспитание, а развитие – в творческое саморазвитие личности. Это и есть тот фундаментальный закон образования, который сформулировал Валентин Андреев».

Во второй день IV научно-практической  конференции  с международным участием «IV Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности» в Столбищенской средней  общеобразовательной  школе №2 состоится методологический семинар, участниками которого станут директора школ Татарстана. Речь будет идти об современном опыте внедрения технологий школы «Педагогики творческого саморазвития» в деятельности образовательных учреждений.