В КФУ проходит цикл публичных лекций по новой дидактике

Публичные лекции по новой дидактике читает профессор Института психологии и образования Лариса Баянова.

Цикл лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования инициирован в Казанском университете к проведению  рабочей группой под руководством философа и методолога, члена экспертного совета Правительства РФ Петра Щедровицкого.

Напомним, летом 2019 года в качестве варианта сотрудничества руководство КФУ предложило известному ученому осуществление исследований в сфере образования совместно с создаваемой в альма-матер лабораторией им.Г.П.Щедровицкого.

В начале этого года при участии Петра Щедровицкого в КФУ решили запустить первый этап реализации инициатив «Прорывные проекты в образовании», которые должны быть направлены на трансформацию образовательной среды университета. Проекты связаны с тематикой формирования индивидуальных образовательных траекторий, развитием одарённых детей, разработкой сквозных курсов по различным дисциплинам, а также организацией сетевого взаимодействия. На сегодняшний день 12 созданных групп ведут активную работу над всеми проектами.

Ученые Института психологии и образования КФУ исследуют проблемы дидактики в рамках проекта САЕ «Учитель ХХI века», разрабатывая содержание, систему, технологии подготовки учителей, проводя международные конференции, форумы по педагогическому образованию.

Цикл публичных лекций по новой дидактике читает профессор, завкафедрой педагогической психологии ИПО КФУ Лариса Баянова.

Первая лекция «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и проблемы образования»   уже собрала на Ютуб-канале около  1200 просмотров.

Сегодняшняя лекция  посвящена психологии критического мышления. Слушателями выступили педагоги IT-лицея КФУ и магистры Института психологии и образования, обучающиеся по программе «Психология инновационного образования».

В своей лекции «Психология  критического мышления:  ресурс конструирования современного образования»  Лариса Фаритовна  ответила на вопросы, с чего начинается диалектическое мышление,  в чем заключается деятельность учителя в диалектическом обучении, как происходит формирование способов использования диалектических умственных действий.

– В настоящее время весь мир сфокусирован на эффективных технологиях  обучения.  В успехах  образования  заинтересованы многие силы в обществе, не говоря уже о родителях, о самих обучающихся, о школах и университетах.  Успешная образовательная технология становится частью репутации  ее создателя: будь то университет или отдельный автор. Формирование «мягких навыков» основано, прежде всего, на    развитии  мышления, — напомнила собравшимся спикер.

Для современной дидактики, по словам профессора Казанского университета, самой интересной областью в психологии становится психология мышления.

 Для всех очевидно, что целью образования является мыслящий субъект  — ученик, который заявляет о себе как о думающем самостоятельно человеке. Все очень просто: если мы научим ученика думать, то он  как мыслящий субъект, станет мотивированно способным к учению. Если же мы будем  прилагать усилия в любых иных областях вне мышления, то мы обречены.

Вторая причина, по которой  мышление становится ключевым объектом внимания дидактов и педагогов, — то, что знаниевый подход сейчас исчерпал себя.

 Учитель, просто транслирующий информацию, выглядит достаточно архаичным. Это некая ликбезовская модель педагога-профессионала.  

Напомню, что декрет Совнаркома о ликбезе был принят в декабре 1919 года.  100 лет назад учитель был обладателем некоей информации и стопки книг, с которой он выезжал в самые отдаленные села России и транслировал знания своим ученикам. А у учеников других источников информации не было. При таких исходных данных и задачах формировались исходные принципы обучения, где главным процессом являлась память.   То есть ту информацию, которую ученик воспринимал, он должен был запомнить и суметь воспроизвести. Надо сказать, что и культура стремилась к унификации всего и всех, поэтому актуализация процесса памяти усиливала управляемость.

Лариса Фаритовна акцентировала, что сегодня в море информации каждый может отыскать ту, которая интересна именно ему – а это уже залог многозначности мира.  Тогда как же структурировать знания, задает вопрос лектор.

  Запоминать все и вся бессмысленно, поэтому надо менять содержание и методы обучения.  Хотя (обращаясь к присутствующим педагогам, отметила Лариса Фаритовна) это вы наверняка и без психологов понимаете.

Попыток научить ученика думать в истории  человечества было множество.  Л.Баянова напомнила, что на первой лекции она уже упоминала о первом успешном проекте, осуществленном Сократом, который обучал юных афинян парадоксальному мышлению.  Свой метод он назвал маевтикой, что в переводе означает «родовспоможение». Ученик рождает мысль, а учитель  помогает ему в этом. Для этого Сократ предлагает свою технологию: диалог, в который вводится противоречие. Отрицая тезис ученика, учитель инициирует его отстаивать свой тезис или находить иной, но верный.

  Концепция развития мышления в обучении пошла именно от Сократа. Не случайно Бертран Рассел назвал его «счастливым и нас осчастливившим человеком».  В данном случае мы полны благодарности великому философу всех времен  — за его идею о диалектике как способе мышления.

Далее речь шла о двух логиках, как отпечатанных  следах двух типов мышления:- формально-логического и диалектического.    Поэтому ключ к пониманию критического мышления —  в диалектической логике.

  Диалектика – это ядро критического мышления. Именно диалектика через отношения противоречия задает критичность анализа. Поэтому, когда мы говорим о критическом мышлении, мы подразумеваем диалектическое мышление.  Именно в диалектической логике учитель может найти ключ к  формированию критического мышления. Очень прошу  вас довериться тому, что обращение к логике  дает понимание мышления и способов его формирования. 

В завершении, Лариса Фаритовна объявила о третьей лекции в рамках цикла, темой которой станет психология воспитания.


Для справки

Петр Георгиевич Щедровицкий – философ и методолог, член экспертного совета Правительства РФ, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ. С 1980 года по настоящее время занимается преподавательской деятельностью, читает лекции по культурной политике, философии хозяйства, общей и прикладной методологии, философии образования, педагогике, философии и методологии управления, проблематике промышленных революций, разделению труда и онтологии мыследеятельности.

Лариса Фаритовна Баянова — доктор психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой педагогической психологии Института психологии и образования, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра мультилингвальных и кросс-культурных исследований Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета. Ведущий научный сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. Член Диссертационного совета КФУ.

Руководитель магистерской программы «Практическая психология в образовании» Института психологии и образования КФУ. Приглашенный профессор магистерской программы «Культурно-историческая психология и современные образовательные практики» Московского городского педагогического университета.