В КФУ подвели итоги программы модернизации педагогического образования РФ

Всероссийская конференция с международным участием по обсуждению итогов апробации основных профессиональных образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью «Педагог основного общего образования» прошла сегодня, 13 октября, в Институте психологии и образования КФУ.

Среди гостей — эксперт Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Инна Валентиновна Головина, заместитель министра образования и науки РТ Тимирхан Булатович Алишев, профессор факультета образования Университета Приморска и Факультета гражданской и геодезической инженерии Университета Любляны Андреа Истечич Старчич, профессор Технического унивеситета Дрездена Тобиас Бауер.

Представитель минобра РФ Инна Валентиновна Головина отметила, что проект модернизации педагогического образования в истории педагогического развития России задумывался не один раз и нашел реализацию лишь в 2014 году.

— В комплексный проект включены множество действующих лиц и сторон: это и вузы, и школы, и детсады, региональные министерства и образования. Изначально проект предполагал лишь модернизацию программ подготовки педагогов с учетом как нужд школы, так и всей системы общего образования. Но на втором этапе реализации проекта пришло понимание того, что нужна апробация основных образовательных программ подготовки педагога основного общего образования на всех трех уровнях высшего образования, которые ему предстоит пройти, – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

 

Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Минимансурович Калимуллин напомнил, что Казанский федеральный университет принимает участие в реализации проекта третий год подряд.

—  В рамках первого этапа реализации программы – в 2014-2015 годах – сотрудниками КФУ были разработаны 3 из 23 создаваемых проектов, а на втором этапе – в 2015-2016 годах – КФУ реализует 1 из 8 проектов. Важной характеристикой данного проекта является его нацеленность на обеспечение сетевого взаимодействия с образовательными организациями, а также акцентирование внимания на увеличении количества часов, выделенных в образовательном процессе под практику.

В процессе работы над созданием программ приняли участие ученые Института психологии и образования, Елабужского института, Института фундаментальной медицины и биологии и Института физики.

Руководитель проекта также подчеркнул тот факт, что апробация программ проводилась не только на базе КФУ, но и в режиме сетевого взаимодействия в ряде вузов-партнеров  — Волгоградском государственном социально-педагогическом, Псковском государственном, Тверском государственном, Сургутском государственном педагогическом , Южном федеральным, Уральском государственном педагогическом университетах, Мордовском государственном педагогическом институте.. В апробации программ приняли участие 278 студентов бакалавриата, 66 студентов магистратуры и 34 аспиранта вузов-участников апробации.

 

Профессор, заместитель директора Института психологии и образования  Роза Алексеевна Валеева подчеркнула особенность проекта — внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ.

— Реализация гранта по всем трем этапам прошла на хорошем уровне. Вчера закончились курсы повышения квалификации для наших партнеров, а также представителей органов управления образования из 7 федеральных округов РФ, и сегодня на итоговой всероссийской конференции мы подведем итоги работы.

Но уже сейчас с гордостью можно говорить о том, что Казанский университет является флагманом трансформации подготовки учителя по всей России. В течение двух лет мы работали над подготовкой проекта, а затем и ее апробацией в КФУ и еще в 15 вузах-партнерах.

По словам Розы Алексеевны, благодаря разработанным новым образовательным программам подготовки педагога, в школы должен прийти учитель более компетентный и профессионально ориентированный.

— Основной идеей реализации проекта является компетентностный подход: университет возлагает на себя ответственность за будущее школьного образования и его качество, а школа содействует овладению будущими учителями практико-ориентированными компетенциями.

Подводя сегодня итоги, можно сказать о положительном опыте реализации программ проекта в КФУ.

На сегодняшний день доработанный проект основных профессиональных образовательных программ, исходя из замечаний наших коллег, уже отправлен федеральному учебно-методическому учреждению (ФУМУ) для допуска к реализации во всех вузах, реализующих педагогическое образование и готовящих учителей для основного общего образования.