На базе Казанского федерального университета состоялся семинар для подведения итогов реализации модели независимой оценки качества высшего образования (НОКВО) в Приволжском федеральном округе.
Руководство образовательных организаций высшего образования ПФО, представители общественных организаций, отраслевых ведомств и ассоциаций, учебно-методических объединений в системе высшего образования, представители студенчества подвели промежуточные итоги реализации модели независимой оценки качества высшего образования, обсудили итоги эксперимента и определили перспективы развития.
Проректор по образовательной деятельности КФУ, профессор Дмитрий Таюрский, обращаясь к экспертам, собравшиеся в Институте психологии и образования КФУ, отметил, что в России оценка качества высшего образования до сих пор остается белым пятном.
– В настоящее время в России сформирована система оценки качества школьного образования. Она является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур, среди которых важное место занимают процедуры государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11-х классах, основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9-х классах. А вот система оценки качества образования высшего образования своего рода «белые пятна» в системе управления качеством образования. А мы понимаем, насколько актуальна задача формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности.
Именно нам предстоит ответить на вопросы, как развивается система независимой оценки качества высшего образования в России, какие о результаты получены в 2018 году, с какими проблемами пришлось столкнуться при разработке оценочных средств образовательных организаций и какой же все-таки будет модель оценки качества высшего образования.
В 2018 году организатором независимой оценки качества высшего образования выступила «Информэкспертиза». Ее генеральный директор Александр Бобров напомнил историю развития НОКВО.
— Независимая оценка качества образования – одно из приоритетных направлений работы Рособрнадзора и вузов, усилия которых направлены на повышение качества высшего образования, – уточнил эксперт. – Независимая оценка качества образования включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
По словам А.Боброва, в ряде стран уже существует практика оценки качества высшего образования.
— В США, например, действует децентрализованная и двухступенчатая системы управления высшим образованием; двухступенчатая система контроля качества в сфере высшего образования. В Великобритании перед образовательным и профессиональными сообществами была поставлена задача совместно сформулировать образовательные результаты, которые бы позволили университетам добиваться намеченных результатов.
Если говорить о мероприятиях по независимой оценке качества высшего образования в России, то в 2018 году в ней приняли участие около 300 вузов из 70 субъектов России, в процесс были вовлечены более 15 тысяч студентов.
— Проведение независимой оценки качества высшего образования в 2018 году основывалось на опыте реализации эксперимента по независимой оценке в 2015 – 2017 годах. Полученные результаты 2015-2017 годов позволили сделать вывод о необходимости продолжения мероприятий по независимой оценке знаний студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, в рамках проведения их промежуточной аттестации, как перспективного направления в области оценки качества образования, стимулирующего повышать качество преподавательской деятельности, качество деятельности студента в процессе освоения как отдельных дисциплин, так и образовательных программ в целом. Поэтому в 2018 году в пятый раз была проведена независимая оценка качества высшего образования.
Справка
Обобщенные результаты реализации Модели НОКВО в 2018 году
Среди проблем, возникших при реализации НОКВО в 2018 году, специалисты отметили внесессионные сроки проведения мероприятий НОКВО, что показало, по их словам, недостаточно высокую заинтересованность вузов в проведении подобного рода мероприятий в нетрадиционные сроки. Среди трудностей специалисты также отмечают несогласованность сроков с традиционным графиком лекционно-практических занятий (в частности, со сроками проведения производственной практики); отсутствие у вузов собственных ФОС, согласованных с ФУМО, по всему спектру реализуемых направлений подготовки, а также массовый отказ от участия в процедурах НОКВО негосударственных вузов.
– Перечисленные проблемы не носят критического характера, имеют решения на разных уровнях: от принятия поправок в федеральное законодательство (в том числе в части обязательности данных процедур) и до разработки локальных актов образовательных организаций, обеспечивающих формализацию организационных мер, а также стимулирующих заинтересованность конкретных работников (преподавателей, специалистов) и обучающихся в участии в данных мероприятиях, – отметил Алесандр Бобров.
На семинаре специалисты поделились опытом проведения независимой экспертизы, обсудили проблемы разработки Фонда оценочных средств и вынесли предложения по развитию модели НОКВО.
— Специалисты отметили рост участников независимой оценки качества образования: по количеству привлеченных организаций и студентов он почти в 3 раза превысил показатели прошлого года. Анализ средних оценок по дисциплинам показал, что уровень профессионализма педагогов и уровень знаний обучающихся в общем высокие. Применение онлайн-технологий позволило снизить влияние человеческого фактора и увеличить объективность процедуры оценивания. В целом эксперты подчеркнули эффективность модели НОКВО и предложили в дальнейшем внедрять ее в систему аккредитации вузов, использовать для оценки качества образовательных программ.
Отвечая на вопрос, имеются ли у разработчиков предложения по совершенствованию системы и процедур НОКВО, гендиректор «Информэкспертизы» сказал:
— В 2018 году в области независимой оценки качества высшего образования был сделан значительный шаг вперед как с количественной, так и структурной, системной точки зрения. При этом есть еще значительные возможности для развития, как с позиции совершенствования самой процедуры оценки, так и с точки зрения использования на всех уровнях ее результатов.