В КФУ будут готовить учителей для ‘школ будущего’ Татарстана

Возможности полилингвального образования в республике обсудили на специальной встрече Президента РТ, Государственного советника РТ, ректора КФУ, а также глав районов и министерств.

В начале текущего года было объявлено о создании в Татарстане школ принципиально новой формации, обучение в которых будет единым,  включать дошкольную ступень образования и использовать в образовательном процессе три языка: русский, татарский и английский. Инициатором создания таких школ стал первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев.

Сегодня, 1 апреля, в кабинете министров РТ состоялось совещание по созданию полилингвальных образовательных комплексов, которое прошло под председательством Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. В ходе заседания были впервые официально раскрыты некоторые подробности проекта: особенности создания самих школ и подготовка образовательных программ для них.

«Времена меняются, как и наша жизнь. Система образования тоже нуждается в изменениях. В этой области много проблем, работа не является простой. Ее нельзя сделать одним махом, требуется огромное терпение и знания, чтобы сохранить татарский язык, дать хорошее образование на русском и открыть возможности для иностранных языков. Если ребенок будет знать языки, перед ним будет открыт весь мир. Именно поэтому мы выбрали английский в качестве третьего языка обучения», — отметил Минтимер Шарипович Шаймиев.

При этом в ходе совещания отметили, что работающая система обучения в школах не является неэффективной — она была актуальна, но для своего времени. Среднее образование является базой для развития республики и неслучайно школы сравнивают с маяками: в этом году 17 000 выпускников будут сдавать ЕГЭ, а стратегической целью является обеспечение республики подготовленными, талантливыми кадрами.

«Мы подробно обсудили с Президентом Татарстана  концепцию. Тут можно и нужно находить пути развития. Обучая детей, мы должны давать им хорошую работу и ориентировать их на Татарстан. Мы были в университете в ходе подготовки к совещанию и увидели, как будущих учителей готовят к работе уже сейчас. Я должен сказать, что в университете создана прекрасная база для подготовки педагогов. Что было бы с нами без Казанского Императорского университета? Какие люди там преподавали, какие открытия делали! Университет сыграл огромную роль! И у нас есть возможности для роста. Сегодня мы послушали предложения Ильшата Рафкатовича, и мы знаем, что способны обеспечить школы учителями, но сейчас важно, чтобы они добрались до своего предназначения, мы должны создавать им условия», — сказал Минтимер Шарипович Шаймиев.

Известно, что на первом этапе планируется создать шесть полилингвальных комплексов в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. Первым комплексом станет уже существующая школа №165, расположенная в Казани.

«Воспитывать человека вне его корней невозможно. Сегодня за трибунами ЮНЕСКО говорится о генетическом языке, говорится о том, что по-настоящему талантливого человека можно воспитать только в естественной для него среде. Полилингвальное образование рассматривает язык как метод обучения другим дисциплинам и метод исследования мира», — заявил журналистам директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №165» Айдар Ильдарович Шамсутдинов.

Курировать работы по созданию комплексов предполагается через фонд «Возрождение». План работы включает формирование системы образования, а не ремонт и строительство зданий.

Как уже говорилось, заседанию предшествовали консультации с экспертами. Так, 19 марта Минтимер Шарипович Шаймиев посетил с ознакомительным визитом Казанский федеральный университет – крупнейшую в стране площадку по подготовке педагогических кадров. КФУ сегодня имеет не только традиции и опыт, но и современные технологии, инновационные учебные программы. Их эффективность демонстрируют два лицея КФУ (площадки для апробации разрабатываемых технологий),  вошедшие в 2018 году в список 100 лучших школ в РФ по результатам рейтинга, обработавшего данные более 44 000 учебных заведений.

«Мы сегодня концептуально обсудили вопрос, но нам еще многое предстоит сделать, прежде чем появятся решения, которые можно комментировать. Одно из совещаний, прошедших в рамках подготовки к сегодняшнему дню, состоялось в КФУ. Оно продолжалось шесть часов и продемонстрировало возможности, открывающиеся перед нами. Главным, по-прежнему, остается учитель. Сегодня меняются технические методы обучения: талантливые музыканты, академики сами по себе не появляются, их нужно обучать, и первое, на чем мы должны сконцентрировать внимание, это подготовка учителей», — заявил министр образования и науки РТ Рафис Тимерханович Бурганов.

Казанский федеральный университет обладает достаточными ресурсами для подготовки учителей, способных работать в полилингвальной образовательной среде. Вот лишь несколько цифр: средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. Конкурс по направлению «Начальное образование и иностранный (английский) язык» составляет 19 человек на место, а общее количество профильных студентов — более 9 000 человек, из них 1 100 имеют отношение к преподаванию на национальном языке, а 2 000 дипломированных учителей покидают стены вуза ежегодно. Более того, разработана и функционирует классическая и распределенная системы подготовки кадров, при которой учителя предметных областей изначально обучаются как специалисты в своем направлении благодаря усилиям профессуры из профильных институтов КФУ.

«Для университета это очень выгодный проект. Благодаря этим комплексам к нам поступят талантливые ребята. С другой стороны, это даст возможность нашим выпускникам устроиться на хорошую работу. Мы уже сейчас готовим хороших специалистов, которые могут преподавать на различных языках. Но существует проблема, мы не знаем, где они будут работать, выпускники должны дойти до школ. Сегодня педагогов в России готовят 48 профильных педагогических университетов. Всего по стране педагогическим образованием занимается более 250 университетов. Мы являемся крупнейшим центром в России и находимся в числе трех лучших — вместе с МГУ и Высшей школы экономики. Сегодня я могу сказать, что мы первые в стране и единственные, кто вывел педагогическое направление в качестве одного из основных приоритетных направлений развития университета», — сказал ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.

Центром ответственности за подготовку учителей, работающих в полилингвальной образовательной среде стал Казанский федеральный университет. Завершая встречу с журналистами, организаторы брифинга объявили о том, что подобные мероприятия с информированием общественности о каждом этапе развития проекта будут проходить регулярно.