В Казани завершил работу V Конгресс РОПРЯЛ

Сегодня, 7 октября, в казанском ГТРК «Корстон» подвели итоги трех дней работы V Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы.

Напомним, что торжественное открытие Конгресса состоялось 5 октября при участии Президента РТ Рустама Минниханова, ректора Казанского федерального университетаИльшата Гафурова и президента РОПРЯЛ Людмилы Вербицкой. Сегодня ректор также присутствовал среди почетных гостей церемонии, ведь КФУ не только стал одной из ключевых площадок работы Конгресса, но и был широко представлен учеными, чьи доклады прозвучали в ходе обсуждений.

Возглавила же церемонию президент РОПРЯЛ Людмила Вербицкая. Однако для начала слово она предоставила Министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, которая адресовала участникам Конгресса видеообращение. В нем министр поблагодарила Конгресс за работу и отдельно подчеркнула важность его проведения в Татарстане. Это, действительно, стало знаковым событием: во-первых, за пределы Санкт-Петербурга конгресс выехал впервые за свою историю. Во-вторых, наша республика — регион с многонациональным и многоязычным населением, где, тем не менее, большое внимание уделяют вопросам сохранения и развития русского языка.

Людмила Вербицкая снова обратила на это внимание, представив доклад о достигнутых за время совместной работы членов Общества результатах, а также тезисах, сформулированных в рамках Конгресса. В частности, она рассказала, что была впечатлена качеством преподавания родного языка в казанских школах и вузах, при том, что здесь дети изучают параллельно и второй государственный язык РТ – татарский, и как минимум один иностранный язык.

Это подчеркнул и заместитель председателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов, выступая на закрытии Конгресса:

«Татарстан регулярно на протяжении последних лет показывает результаты ЕГЭ по русскому языку выше среднероссийских. У вас была возможность  при посещении Университета и других вузов, и, что особенно важно, средних общеобразовательных школ увидеть, насколько трепетно в Татарстане относятся к русскому языку, как, впрочем, и к остальным языкам, которые сегодня преподаются на территории Татарстана».

Проблемы полилингвального образования, по словам Людмилы Вербицкой, заняли большое место среди вопросов, поднимавшихся в рамках научных дискуссий Общества. Обсудили и особенности «подачи» языкового материала детям-билингвам, то есть с рождения воспитывающихся в двуязычной среде. Но, пожалуй, во главу угла встала тема преподавания русского языка как неродного, то есть иностранного.

Напомним, что именно разработка методики преподавания русского языка иностранным гражданам является одной из приоритетных задач Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н.Толстого КФУ. И достижения ИФМК в этой области уже приносят свои плоды: летом 2016 года на его базе решением правительства РФ был создан Центр компетенции по подготовке и тестированию мигрантов.

Также важной темой обсуждения в работе Конгресса стала выработка нового подхода в преподавании русского языка и литературы школьникам младших классов. Как рассказалаЛюдмила Вербицкая, сегодня привить детям интерес к изучению этих предметов можно в «игровой» форме: например, формулируя задания в «квестовой» форме, можно объяснять основы этимологии, словообразования, стилистики и так далее. Как нам стало известно, одними из авторов этой идеи стали ученые Казанского университета, работающие в рамках САЕ «Учитель XXI века».

Отметим, однако, что они не окончательные: итоговый документ с учетом всех уже сформулированных и вновь поступивших предложений будет сформирован завтра, 8 октября. В него войдут результаты плодотворного сотрудничества почти шестисот крупных ученых-русистов и практикующих преподавателей русского языка и литературы из 57 городов России. Как выразил надежду Юрий Камалтынов, возможно, «казанские тезисы» уже скоро начнут активно применяться на практике – от школ и вузов до всевозможных образовательных центров, где преподается русский язык.