Работа Лейсан Мунавировой, аспиранта очной формы обучения, была представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования». Научным руководителем выступила доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой теории и методики обучения праву юридического факультета КФУ Елена Михайловна Ибрагимова.
Диссертация была высоко оценена научным сообществом – официальными оппонентами, членом-корреспондентом РАО, Президентом Академии наук Республики Башкортостан Альфисом Суфияновичем Гаязовым и доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой педагогики Башкирского государственногоуниверситета Гульнарой Габдулхаковной Чанышевой.
В своей диссертации Лейсан Мунавирова попыталась ответить на вопрос, как обеспечить эффективность использования педагогического потенциала проектного обучения в формировании профессионально-правовой компетенции будущих учителей.
‒ Анализ нормативных актов показывает, что имеет место пробел, суть которого в отсутствии соответствия регламентированных компетенций в области права при соотношении Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога, ‒ пояснила Л.Мунавирова. ‒ Поэтому я стремилась разработать и экспериментально проверить эффективность системы педагогического обеспечения формирования профессионально-правовой компетенции будущих учителей в процессе проектного обучения.
В эксперименте участвовали студенты Казанского федерального университета, Елабужского института КФУ, Набережночелнинского государственного педагогического университета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» в количестве 126 человек (экспериментальная группа – 63, контрольная группа — 63).
В результате была уточнена структура профессионально-правовой компетенции учителей. Выделены обобщенные категории для представленных в педагогической и психологической литературе структурных составляющих профессионально-правовой компетенции педагога.
‒ Раскрыт педагогический потенциал проектного обучения в формировании профессионально-правовой компетенции будущих учителей, который направлен на развитие личностных и профессионально-правовых качеств будущих учителей, повышение уровня правовой мотивации, развитие способности работы с информацией и обеспечение возрастания результативности овладения учебным материалом и эффективное применение правовых знаний при реализации компетенций в будущем.
Л.Мунавировой в ходе эксперимента было определено, что большим педагогическим потенциалом в формировании профессиональной компетенции будущего учителя обладает проектное обучение.
Молодым ученым разработана и экспериментально проверена система педагогического обеспечения формирования профессионально-правовой компетенции в процессе проектного обучения, в частности модель формирования профессионально-правовой компетенции будущих учителей с использованием проектного обучения и педагогические условия ее функционирования.
‒ Модель формирования профессионально-правовой компетенции будущих учителей в процессе проектного обучения раскрывает содержание дифференцированного, непрерывного, поэтапного и последовательно усложняющегося процесса от знакомства с основами проектного обучения до творческой самореализации студентов, включающего в себя комплексное изучение содержания ведущих структурных составляющих профессионально-правовой компетенции будущего учителя и всестороннее раскрытие сущности, структурных компонентов, способов и средств их формирования и развития посредством определенных методов обучения.
По словам молодого ученого, ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, теории и методики обучения праву Казанского университета; докладывались на международных научно-практических конференциях, на всероссийских научно-практических конференциях, а также по результатам исследования опубликованы 17 работ, включая 7 статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Выступившие на заседании совета научный руководитель, официальные оппоненты, члены совета по достоинству оценили исследование, обозначили возможные перспективы.
Вместе с тем, отметили оппоненты, проведенное исследование не исчерпывает всех возможностей оптимизации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование профессионально-правовой компетенции будущего учителя в процессе проектного обучения.
— Перспективными могут являться исследования по рассмотрению иных педагогических условий формирования профессионально-правовой компетенции будущего учителя, более детально рассматривать каждую ее составляющую структуры профессионально-правовой компетенции будущего учителя; вопросы применения в учебном процессе не только проектного обучения при формировании составляющих профессионально-правовой компетенции, но и иных технологий, других способов оценки данных составляющих, — подчеркнул член-корреспондент РАО, Президент Академии наук Республики Башкортостан Альфи Гаязов.
— Защита диссертации прошла на высоком уровне, Лейсан Мунавирова показала себя сложившимся исследователем, глубоко погруженным в тему, — резюмировала завкафедрой педагогики Башкирского государственногоуниверситета Гульнара Чанышева.
Диссертационный совет единогласно проголосовал за присуждение Л.Мунавировой ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».