Доцент кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ Лера Камалова уверена, что формирование профессиональной компетентности студентов — будущих учителей начальных классов возможно при включении в практику преподавания элементов театральной педагогики.
Согласно статистическим данным, около 30% молодых педагогов уходят из образовательных организаций после первого года своей работы. Это происходит по разным причинам. К одной из таких причин можно отнести то, что уже с первого дня работы администрация, коллеги, родители ожидают от молодых педагогов такого же профессионализма, как от опытных педагогов.
Получить опыт работы с детьми, сформировать психологические, педагогические, методические и коуч-компетенции позволяет студентам – будущим педагогам опыт работы наставниками в детском театре Казанского федерального университета «Радуга», открытом в сентябре 2017 года.
— Студенты ИПО приходят наставниками в детский театр сразу с первого курса. И за время работы в театре они проходят обучение и развиваются, открывая, таким образом, для себя профессию педагога.
Режиссеры давно заметили: когда студенты постигают азы актерского мастерства, они осваивают множество вещей, полезных в жизни далеко за пределами сцены.
— Педагогические практики, которые находят в театре источник образовательных инструментов, объединяются в особую систему — школьную театральную педагогику.
Студенты преодолевают психологические барьеры, у них повышается мотивация в познании мира, они учатся воспринимать художественные образы искусства.
Руководитель детского театра подчеркивает, что творческая жизнь в театре к тому же формирует и коммуникативные навыки студентов.
— Студенты учатся работать в команде, распределять обязанности, театральные роли, ценить время, взаимодействовать друг с другом – учатся жить среди людей.
Работая наставниками, студенты-первокурсники оказывают психолого-педагогическое сопровождение младшим школьникам, осваивают организационные, аналитические умения.
— Выпускник-педагог часто не знает, в чем заключается суть работы учителя, как общаться с ребенком, какие особенности психологии и возраста стоит учитывать. Поэтому для студентов театр становится школой педагогического опыта.
Вот что говорит студент-наставник детского театра Вероника Царева: «Когда я пришла наставником в детский театр, я и подумать не могла, что дошколята могут быть настолько талантливы. Как будущий педагог, я многое узнала о психологии детей — и это пригодится мне в дальнейшей работе».
Молодой педагог в ходе осуществления наставнической деятельности обогащается профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствует свое профессиональное мастерство и умения.
— Система наставничества включает в себя психологические навыки (особенности возраста ребенка), педагогические (умение организовать детей), методические (пополнение коллекции игр, навыки организации детского театра), коуч-компетенции (обучение в процессе репетиций спектакля), личные достижения. Но главное, что получают наставники, – это моральное удовлетворение от своей деятельности.