Учитель и учебник ХХI века

Вопрос об учебнике был и остается принципиальным вопросом организации педагогического образования. Исследования, проведенные Институтом психологии и образования Казанского федерального университета в рамках проекта САЕ «Учитель ХХI века», показывают, что, независимо от предпочтений отдельных школ и предметных методических объединений, все за то, чтобы предметный учебник был один.

В статье «По чему учить будем?», опубликованной в ежедневной общенациональной деловой интернет-газете «Коммерсант.ru», Министр образования и науки России Ольга Васильева выразила мнение о том, что  «базовые школьные учебники должны способствовать формированию гражданской идентичности учеников, сочетаясь при этом с творчеством учителя и новыми технологическими возможностями». И это, пожалуй,  выражает общую точку зрения всех учителей. Ведь школьный учебник-это мощный фундамент качественного образования, на котором строятся процессы обучения, воспитания и развития учеников.

Но, чтобы стать таким фундаментом, учебники, конечно, должны быть методически грамотными, экспериментально проверенными и одобренными педагогическим сообществом. К сожалению, об этом в последнее время приходится говорить всё чаще и чаще, несмотря на то, что в школы поступают учебники, уже одобренные и даже рекомендованные Министерством образования и науки РФ.

Мы живём в такое время, что если дать установку на то, чтобы кто-то написал учебник, формирующий гражданскую идентичность (на уроках истории, литературы, русского языка и т. д.), «новый» учебник может появиться уже на другой день. А учителя будут ломать голову, как с ним работать, чтобы сохранить достоинство своё и достоинство авторов «нового» учебника (они же авторы самой главной для школьника книги).

Учебник в России стал предметом бизнеса. Но пока, к сожалению, бизнес не даёт должного качества. Учителя, родители и даже дети видят, что часто учебник – откровенная халтура и учитель этого не может скрыть и вынужден использовать альтернативное содержание. За внешней привлекательностью иногда прячется методическая безграмотность авторов.

Участники семинаров САЕ «Учитель ХХI века» полностью разделяют мнение главы Минобрнауки Ольги Васильевой о роли учебника в поддержании единого образовательного пространства и считают, что в процессе подготовки единых российских учебников (российских – значит, безусловно, формирующих российскую гражданственность и патриотизм, мир, согласие и дружбу народов России) не надо идти на поводу у бизнеса (какая бы прибыль от этого не была – ни их авторам, ни издателям, ни чиновникам, которые лоббируют интересы той или иной авторской группы или группировки), надо вернуть государственный контроль над их подготовкой  и восстановить роль экспериментальной проверки, научной и педагогической экспертизы.