Ученый Оксфорда дал определение профессиональных знаний учителя

Профессор университета Оксфорда Иэн Ментер – один из научных «наставников» компаративного исследования постановки педагогического образования (модели, политики, методы и результаты исследований) в странах мира (Великобритания, Россия, США, Ирландия, Австралия, Израиль, Япония, Южная Корея), один из ведущих специалистов в области педагогического образования в Европе дал определение профессиональных знаний учителя.

Представляя результаты своего исследования на IV Международном форуме по педагогическому образованию, он опирался на свои многолетние исследования по проблематике развития и модернизации педагогического образования в разных странах мира и определению профессиональных знаний учителей.

Концепции глобализации критически пересматриваются в свете возникающих результатов. Определены семь новых тем, которые формируют типологию, посредством которой системы образования учителей могут быть классифицированы: траектория профессионализации/ универсализации, позиционирование исследований в отношении политики и практики, партнёрство и роли в педагогическом образовании, сила и контроль в педагогическом образовании, влияние производительности и подотчетности и рост стандартов, технологии и коммуникации.  Эти темы позволяют нам прояснить как глобальные тенденции, так и локальную специфику в рассматриваемых системах.

Приведенная типология — своего рода метрика для использования в сравнительной работе, поскольку мы пытаемся понять различные системы педагогического образования,- сообщил Иэн Ментер.

Научные интересы Иэна Ментера связаны с поиском закономерностей и связей теории и практики в педагогическом образовании, и тем, как развивается и изменяется это направление в разных странах. Исследования по данной проблематике он проводил в таких странах, как Северная Америка, Чили, Австралия, Китай, Великобритания,  Россия.

Иэна Ментер отметил, что происходит усиление партнерских отношений между школами и высшим образованием.

Таким образом, через социально-исторический подход можно увидеть, что определение профессионального знания далеко от фиксированного.

Определение профессиональных знаний учителей периодически меняется, иногда довольно быстро. Но во всех случаях оно отражает конкретную историю соответствующей страны и использует в своем описании сочетание культурных традиций, исследований и социально-политических отношений, – резюмировал ученый.

В личной беседе с журналистом Иэн Ментер отметил, что одной из основных особенностей педагогического образования в России является большое внимание к психологии. Это, по мнению профессора, видно и на примере опыта Института психологии и образования КФУ.

При подготовке российских преподавателей педагогика и психология интегрированы, и обучение идёт сразу по двум направлениям, что более эффективно.

Он уточнил, что совместные исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов продолжатся. В планах международной группы  — исследование по изучению вопроса о том, как учителя учатся эффективно обучаться в разных странах в контексте эволюции политики в области образования и исследования эффективных подходов к первоначальному обучению учителей с обращением особого внимания контексту и объединению исторических, теоретических и эмпирических работ.

Предварительные данные показывают, что подходы к педагогическому образованию зависят от множества исследовательских традиций, которые не всегда согласованы и иногда противоречат национальной политике с различными результатами для интеллектуального потенциала и будущей работой учителей.

 

 

 


Справка

Почетный профессор Оксфордского университета, Вице-Президент Британской ассоциации педагогических исследований Emeritus Professor of Teacher Education, Kellogg College, University of Oxford

До начала работы в Университете Оксфорда он был профессором по проблемам педагогического образования в Университете Глазго. До этого работал деканом факультета образования в Университете Западной Шотландии, руководителем Высшей школы образования в Метрополитен Университете Лондона, а также в университетах Западной Англии и Глостершира.

Иэн Ментер был Президентом Шотландской Ассоциации педагогических исследований (2005-07 гг.), а также Председателем Комитета по исследованию и развитию педагогического образования в Совете Университетов (2008-2011 гг.). Он является членом Академии социальных наук и членом Королевского общества искусств, приглашенным профессором Университет Ноттингема, Ньюман университета,

Он осуществил ряд международных сравнительных исследований на территории Великобритании, в том финансируемых Советом по экономическим и социальным исследованиям, руководил проектами по заказу Шотландского Правительства и Национального колледжа по Школе лидерства. Он возглавлял команду поддержки данного исследования от Департамента Образования Университета Оксфорда. Ментер был также директором финансируемого руководством Городского совета Оксфорда проекта по работе городских начальных школ. Иэн Ментер является основателем и главным редактором журнала Британской Ассоциации исследований в области образования «Review of Education» (с 2013 г.), редактором серии Критических руководств для преподавателей педагогических институтов, опубликованных в Critical Publishing.

Он является основателем и членом двух британских широких исследовательских групп: TEG (Teacher Education Group) по педагогическому образованию CAPeR-UK (Curricululum, Assessment and Pedagogy Reform across the UK) по исследованию содержания, оценки и реформе образования в Великобритании, а руководимой Департаментом Образования Университета Оксфорда исследовательской группы по проблемам педагогического образования.