Ученый из Перу работает психологом в детском саду КФУ «Мы вместе»

Сотрудник детского сада мужского пола в России — явление нечастое. Так исторически сложилось, что с дошколятами чаще всего работают женщины, а сильный пол можно встретить лишь на должности дворника, физрука или охранника. А уж если в детском саду не просто мужчина, а работает психологом, да еще из Республики Перу — тут уж совсем необычная история.

Лицензированный психолог, доцент Национального  университета Сан-Маркос им. Сесара Вальехо (Лима) Агилар-Валера Хосе Алонсо работает психологом в детском саду КФУ «Мы вместе»  с начала сентября.  Он на удивление хорошо говорит по-русски.

«Я наполовину мексиканец, наполовину итальянец. Поэтому знаю еще и эти языки. А вот по-русски  вначале не говорил вообще — мое общение велось только на английском языке. Но я очень хотел разговаривать не только с теми, кто владеет английским, но и с бабушками на рынке, и с кондукторами в автобусе, и продавцами в магазине. Поэтому решил для себя выучить русский максимально быстро. Считаю, что за три года жизни в России мне это удалось, во многом благодаря обучению в аспирантуре КФУ по программе «Психология развития»».

Закончив Национальный университет Сан-Маркос им. Сесара Вальехо, Хосе Алонсо остался там работать и спустя два года защитил диссертацию «Логопедический тест для оценки, диагностики специфического расстройства речи».

«Особый интерес вызывает у психологов в последнее время проблема детей с расстройством  аутистического спектра.  Вот и мне интересна эта тема,  и я провожу исследования развития речи у детей с нормотипическими и аутистическими расстройствами. Ведь раннее выявление аутизма и раннее вмешательство в значительной мере улучшает прогноз по лечению и социализации ребенка с РАС».

По его словам, детей с РАС можно сразу узнать: они выделяются своими поведением, проблемами с коммуникацией, что является характерными признаками аутизма.

«В Перу разработаны методики, позволяющие уже у годовалого ребенка диагностировать аутизм.  Я два месяца работаю в детском саду, и меня очень огорчает, что в России не используются разработанные в разных странах мира психометрические тесты».

Хосе-Агилера рассказал, что подходы к тестированию в западной (главным образом, северо-американской) традиции опирается на луриевский качественный подход к анализу имеющихся у больных нарушений высших психических функций.

«Этот подход оказал значительное влияние на мировую нейропсихологию. В настоящее время на Западе продолжаются попытки создать тесты, совмещающие достоинства и качественного, и количественного подходов. Но было бы неправильно не сказать о том, что в то же время количественная оценка состояния когнитивных функций, распространенная главным образом в Европе и Америке, также обладает целым рядом несомненных преимуществ. Подавляющее большинство тестов, использующих количественную оценку, было проверено на валидность с помощью исследований больных с локальной патологией и применения современных нейровизуализационных методов при выполнении тестов здоровыми добровольцами.

Огромное разнообразие тестов, направленных на исследование одной группы функций и варьирующихся по степени сложности и длительности проведения, позволяет специалистам максимально точно диагностировать ребенка».

Свою задачу педагога-психолога он видит в том, чтобы объединить три мира — внутренний мир ребенка, семью и детский сад — и создать условия для эффективной борьбы над синдромами аутизма у ребенка.

«К сожалению, детей с речевыми расстройствами с каждым годом становится все больше. Максимальная степень  аутизма зависит от поражения от дисфункциональной формы на уровне нейрофизиологии».

За два месяца трудовой деятельности в качестве психолога детского сада КФУ «Мы вместе» Хосе-Агилера  провел диагностику 28 деткам, 27 из них зачислены в садик. Сейчас ведется разработка индивидуальной программы развития ребенка.

«На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis)При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт».

Результаты, по его мнению, могут быть получены только благодаря слаженной, комплексной работе психолога логопеда, физиолога, педагога, врачей и родителей.

После  защиты диссертации на следующий год Хосе-Агилера планирует совмещать научную, преподавательскую и практическую деятельность. «Я бы хотел остаться работать психологом в детском саду, чтобы иметь возможность  разрабатывать собственную методику для работы с детьми с РАС, и в то же время  преподавать в университете психологию, логопедию, нейрофизиологию или психолингвистику».