Ученый ИПО КФУ представил результаты своего исследования на конференции в ВШЭ

Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Эльвира Гилемханова рассказала участникам XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества о широкомасштабном исследовании по определению контекстных факторов в оценке социокультурных рисков образовательной среды.

В фокусе широкомасштабного исследования, проведенного Эльвирой Гилемхановой при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и под руководством  профессора, заведующий кафедрой, педагогической психологии Л.Ф. Баяновой,  —  изучение социокультурных рисков образовательной среды.

Современная социокультурная среда порождает множество рисков для психологической безопасности в образовании, – пояснила Эльвира Нурахматовна. – В исследовании приняло участие более 100 000 учащихся подросткового возраста общеобразовательных школ РТ.

Оценка социокультурных рисков образовательной среды рассматривается как инструмент анализа качества образовательной среды. В рамках данного тезиса проблематизируется понятие «единое образовательное пространство» и актуализируется необходимость рассмотрения контекстных факторов при анализе автономных территориальных единиц.

Второй важный тезис исследования – конфигурация социокультурных рисков образовательной среды школы определяет уровень психологической безопасности социокультурной среды школы. Понятие психологической безопасности социокультурной среды школы является центральным для представленного исследования, также приводятся авторские определения концептов «качество образовательной среды», «безопасность образовательной среды», «социокультурные риски образовательной среды».

Была разработана авторская  структурно-морфологическая модель образовательной среды, определяющая спецификацию рисков. Риски были изучены на основе выделения детей с  вероятностным предиктом возможного употребление наркотических средств и соотнесения доли детей группы риска с экономическими, социальными, географическими, экологическими характеристиками территории их проживания.

Эмпирически доказана взаимосвязь доли детей группы риска и доли безработного населения в регионе, взаимосвязь доли детей группы риска и доли детей, неудовлетворенных детско-родительскими отношениями, – прокомментировал ученый.

В ходе исследования ученым удалось показать, что оценка социокультурных рисков образовательной среды возможна только с учетом совокупности психолого-педагогических, социально-экономических, географических, экологических условий образовательного процесса.

Благодаря актуальности изучения психологической безопасности образовательной среды в совокупности с научной новизной исследования, оригинальными авторскими теоретическими разработками и неоспоримой практической значимостью материал ученых КФУ был отобран организаторами для доклада на XIX Апрельской международной научной конференции  по проблемам развития экономики и общества, проводимой Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках симпозиума «Территориальная дифференциация в образовании».