Ученые Техасского университета, опираясь на опыт проведения Форума IFTE, дали базовые рекомендации по организации конференций международного уровня

В английском научном журнале «Неопределенные системы» (JUS) опубликована статья «Как организовать конференции: системный подход». Авторами выступили профессора Техасского университета (Университет Техаса, г. Эль-Пасо, США) Владислав Крейнович и Ольга Кошелева.

Одна из проблем международных научных форумов, по мнению профессора Техасского университета, заключается в том, что конференции часто организуются учеными-добровольцами, то есть людьми, которые являются профессионалами в области исследований,  но не квалицированными менеджерами организаций конференции.

— Научные конференции являются важной частью академической жизни: ученые во время проведения конференций могут изучать передовой отечественный и международный опыт. Но в силу ряда объективных причин некоторые конференции более  успешны: со многими интересными докладчиками и большим количеством участников, некоторые — менее успешны, — пояснил В.Крейнович.

Толчком для написания этой статьи стало участие в мае этого года ученых Техасского университета в работе Международного форума по педагогическому образованию (IFTE), который пятый год подряд проводит Институт психологии и образования КФУ.

Не только по мнению авторов статьи, но также и большинства ученых 140 российских и 60 зарубежных университетов из более чем 30 стран форум  IFTE — очень успешное мероприятие с участием многих известных международных докладчиков.

— В этой статье, основываясь на удачном, на наш взгляд, опыте проведенного нашими коллегами из Казанского университета Международного форума по педагогическому образованию, мы предоставляем соответствующие базовые рекомендации по проведению конференций, а также их общесистемное объяснение.


Напомним, что внимание к педагогике, выделение этой области знания в качестве приоритетного направления развития КФУ, достойное финансирование и правильное целеполагание вывели Институт психологии и образования в мировые лидеры  — по версии британского издания Times Higher Education в предметной области «Образование» КФУ вошел в число 100 лучших университетов мира, заняв 94 строчку рейтинга.


Ученые Техасского университета выделили следующие этапы подготовки к конференции: пред и постконференционный.

К предконференционному этапу  американские исследователи отнесли распространение информации о конференции, отметив, что организаторы IFTE использовали три основных канала: устный рассказ от участников прежних форумов, письмо-приглашение по электронной почте и через социальные сети, а также информацию в печатном виде, представленную коллегами из КФУ во время их участия на международных конференциях.

—  Хочу отметить, что на каждой конференции, которую посещал член оргкомитета форума,  была сделана  короткая устная презентация о предстоящем мероприятии и об исследователях, собирающихся на конференции. 

Есть два фактора, влияющих  на одно из главных условий конференции  — доклады известных ораторов: это продолжительность конференции (в случае, если она короткая, то невозможны длительные выступления) и небольшой бюджет, что ограничивает количество приглашенных ораторов.

—  Организаторы казанского Форума вместо того, чтобы разрабатывать собственные идеи, опросили участников предыдущих конференций, что, по их мнению, было бы лучшим решением этой проблемы.

В результате опроса,  организаторы форума нашли компромисс и ограничили выступления приглашенных докладчиков до 30 минут с разрешением задать лишь несколько вопросов. А чтобы уменьшить влияние финансовых ограничений, организаторы поддержали  тех, кто нуждался в полной финансовой поддержке, частично поддержали некоторых ораторов и оказали только символическую поддержку тем ораторам, которые имеют собственные средства.

Среди достижений организаторов Международного форума по педагогическому образованию были отмечены и организованные экскурсии, и самостоятельное время для ознакомления с городом,  и свободный график заезда, что позволило больше узнать о Татарстане и об университете, и культурные мероприятия, и выделение отдельного студента-волонтера в помощники каждому оратору.

Постконференционный этап, по мнению ученых Техасского университета,  опирается на  публикации.

Ценностью казанского форума является факт, что материалы форумаопубликованные в журнале European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, проиндексированы в базе данных Web of Science.

— Материалы конференций, опубликованные в журналах, индексируются выборочно. И факт, что статьи последних трех форумов (II, III, IV), прошедшие отбор на конференцию и опубликованные в  международных журналах, были индексированы наукометрической базой данных Web of Science, говорит о высоком статусе и влиянии Международного форума по педагогическому образованию на мировое научное сообщество.

Систематизируя подход к организации конференций Владик Крейнович не претендует на новизну предложенных приемов, однако подчеркивает, что опыт Казанского федерального университета при организации и проведении Международного форума по педагогическому образованию, те приемы и методы, которые использовали организаторы Форума, позволили ему стать лучшим мероприятием с участием многих известных международных докладчиков и большим количество участников в области образования.

Для справки

Владик Крейнович окончил Ленинградский государственный университет в 1974 г. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук в Институте математики Академии наук СССР в Новосибирске в 1979 г. В 1989 г. работал приглашенным исследователем в Стэндфордском университете. С 1990 г. работает на кафедре компьютерных наук Университета штата Техас в Эль-Пасо. Помимо основной работы, был приглашенным профессором в Париже (Франция), Ганновере (Германия), Гонконге, Санкт-Петербурге (Россия) и Бразилии.

Сегодня вице-президент по публикациям Общества IEEE по системам, человеку и кибернетике (IEEE Systems, Man, and Cybernetics Society), Вице-президент по связям с общественностью Международной ассоциации нечетких систем (International Fuzzy Systems Association), Вице-президент Европейского общества по нечеткой логике и технологиям (European Society for Fuzzy Logic and Technology) Крейнович руководит исследования более десятка студентов в области гравитации, сейсмологии и окружающей среды.

На данный момент Крейнович В.Я. является одним из наиболее активных прикладных математиков, имеет h-индекс 27 и более 700 публикаций (по базе данных Scopus).