Ученые КФУ выявили, как цифровизация влияет на развитие дошкольников

Ученые Казанского федерального университета изучили взаимосвязь развития регуляторных функций и развития физических навыков детей. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ.

Дошкольники, как и все мы, живут в эпоху цифровых технологий. Мнения ученых относительно раннего использования цифровых средств дошкольниками разделились на два лагеря. Одни считают, что цифровое образование принесет детям только плюсы: поможет скорректировать проблемы, возникающие в процессе образования, дополнит новыми средствами визуализации. Другие указывают на риски и подстерегающую опасность при использовании компьютеров. Среди рисков выделяют компьютерную, игровую зависимость, снижение социальных навыков, электромагнитное излучение и др.

Ученые Института психологии и образования решили изучить возможности развития когнитивной регуляции посредством физических упражнений у детей в возрасте 5-7 лет. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ под руководством доцента кафедры дошкольного образования ИПО КФУ Аллы Твардовской.

«С целью оценки представлений родителей об использовании детьми 5-6 летнего возраста цифровых ресурсов и роли физической активности в жизни дошкольника нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 469 родителей, из них 82 родителя из Казани», – поделилась предварительными результатами работы Алла Александровна.

Результаты анкетирования показали, что у 59% родителей по будням ребенок смотрит телевизор около двух часов в день, то есть один полнометражный американский мультфильм.

21% родителей признались, что зачастую им «некогда проводить вечернее время с ребенком по причине профессиональной занятости», поэтому их дети могут смотреть мультфильмы столько, сколько пожелают, а это примерно 3-4 часа. Лишь 20% респондентов ответили, что по будням их дети не смотрят телевизор, потому что у них кружки, домашнее времяпрепровождение, хобби.

В отношении планшетов или смартфонов статистика демонстрирует следующие результаты: 34% родителей ответили, что их дети вовсе ими не пользуются, 52% родителей позволяют дошкольникам брать гаджеты, однако времяпрепровождение с ними составляет не более 30 минут -1 часа.

В выходные дни количество часов просмотра меняется.

«24% прошедших анкетирование родителей позволяют проводить ребенку перед экраном 8-9 (!!!) часов в субботний или воскресный день. Применение гаджетов также увеличивается. Безусловно, это сказывается на снижении физической активности дошкольника. Причем большая часть опрошенных родителей (73%) не принимают участие в отборе контента для своих детей», – продолжает эксперт.

Ученые отметили, что чем больше ребенок проводит время в электронных устройствах, тем сильнее его сопротивление в момент завершения. И наоборот, чем меньше времени ребенок проводит за просмотром гаджетов, тем легче ему отключить устройство.

«Это подтверждается исследованиями, в которых указывается, что дети с высоким периодом малой подвижности (более 60 минут) демонстрируют значительный дефицит регуляторных функций», – отмечает А.Твардовская.

Современные реалии – пандемия короновируса, карантинные ограничительные меры в жизни людей, вынужденное использование в образовательном процессе цифровых ресурсов – поставили детей в сложные условия, когда их физическая активность была существенно сужена. Многие родители сами стали поощрять цифровую (физически не активную) деятельность детей: просмотр развлекательных телевизионных программ (мультфильмов, детских викторин, шоу), использование дополнительных приложений мобильных средств и т.д. Физическая активность дошкольника стала трансформироваться в активность виртуальную – в эмоционально захватывающие видеоигры, без физических усилий.

«Активизация у детей интереса к развлекательным телевизионным программам, к дополнительным приложениям мобильных средств, доступным в сети видеоиграм приводит к существенному снижению у них физической активности: дети привыкают к сидячему или лежачему образу жизни. Проблема исследования заключается в противоречии, которое возникает в связи с пониманием положительного влияния физической активности на развитие регуляторных функций дошкольника, с одной стороны, и существенным снижением этой активности в цифровых условиях современной образовательной среды, с другой стороны», – говорит ученый.

Для исследования взаимосвязи когнитивных и эмоциональных регуляторных функций с физическими навыками в дошкольном возрасте было протестировано 576 детей дошкольного возраста (5-6 лет). проживающих в Москве и Казани.

Ученые исследовали регуляторные функции: сдерживающий контроль, когнитивную гибкость, рабочую память. Их анализ был направлен на оценку таких навыков как длина прыжка, навыки бросания мяча обеими руками, гибкость, выносливостью в беге.

Анализ показал, что с методиками «Сдерживающий контроль» (количество ошибок, время выполнения проб), «Память на конструирование» (запоминание месторасположения элементов) и «Повторение предложений» лучше справились дети с высоким и средним уровнем функциональной физической подготовки по сравнению со сверстниками с низким уровнем. Также выявлено, что дошкольники с высокими показателями функциональной физической подготовки имеют более высокие значения по физической регуляции поведения.

Актуальность и перспективность исследования связи регуляторных функций и физической активности дошкольника в новых, цифровых, условиях осознана еще не до конца.

Ученые планируют в дальнейшем провести более широкий анализ ответов родителей и их взаимосвязь с показателями сформированности регуляторных навыков дошкольников, чтобы разработать комплекс физических упражнений, направленных на развитие регуляторных функций с опосредованной ролью коммуникативных средств.