Ученые КФУ совершенствуют подготовку учителей

Опубликованная в журнале «European Journal of Teacher Education» статья  ректора КФУ Ильшата Гафурова и заместителя директора Института психологии и образования  КФУ Розы Валеевой на примере университета показывает, как в России совершенствуется подготовка учителей: что уже сделано  и что еще только предстоит реализовать.

«Нам было интересно раскрыть структуру, содержание и организационные формы подготовки учителей в России в условиях модернизации педагогического образования, выявить особенности формирования профессиональных компетенций учителей, – поделилась Роза Валеева.Сегодня достаточно много говорят о том, как обеспечить связь теории и практики и вовлечь будущих учителей в исследовательскую деятельность. Мы также обратились к этой проблеме в своей статье «Initial teacher education in Russia: connecting theory, practice and research».

Важно, что вопрос модернизации образования, так заинтересовавший ученых, был поставлен на государственном уровне: в 2014 году Министерство образования и науки Российской Федерации инициировало проект модернизации учительского образования, который на первом этапе решал накопившиеся в системе образования вопросы.

Одна из моделей подготовки учителей, кардинально отличающаяся от тех, что были ранее, представлена в Казанском университете. Среди ее преимуществ – не только возможность использовать самое современное оборудование при подготовке учителей, но и вовлечь будущих педагогов в исследовательскую деятельность.

«Мы являемся одним из немногих российских университетов, которые имеют все уровни педагогического образования и обучения по всем предметам учебной программы средней школы, – рассказала Роза Валеева.Кроме того, нам удается одновременно реализовывать две модели подготовки учителей: мы сохранили традиционную форму подготовки учителей в Елабужском институте КФУ, а в Казани отошли от традиционной системы и создали педагогические отделения в структуре большинства профильных институтов».

Стоит отметить, что подготовку будущих учителей курируют не только профильные институты, но и Институт психологии и образования, реализующий психолого-педагогическую компоненту образовательного процесса.

«Педагогическая составляющая  интегрирована в образовательный процесс вуза и служит основой для внедрения новых обучающих технологий практически во все направления подготовки, в том числе и педагогики высшей школы. Открытый недавно на базе КФУ региональный  центр Российской академии образования, станет новой современной формой сотрудничества и кооперации научной организации и университета», – отметила Роза Валеева.

Еще один крайне значимый момент – возможность будущим учителям не просто получить знания, но и применить их на практике. Зачастую студенты педагогических направлений до конца осознают специфику своей работы, только когда приходят на практику. И с этой точки зрения в рамках университета тоже делается немало: для будущих учителей есть свои базы практик – лицеи.

«Педагогическая практика (стажировки в школе) играет важную роль в педагогическом образовании во всем мире. Однако хотя практика признана ключевым элементом учебной программы педагогического образования, консенсус относительно ее целей, стратегий и требуемых компетенций отсутствует, – поделилась Роза Валеева. – У Казанского университета есть два лицеяIT-лицей и лицей им. Н.И. Лобачевского, где возможно проходить практику».

Что же касается профессиональной переподготовки учителей и повышения квалификации учителей, то в наши дни они становятся все более и более необходимыми, ведь сегодня, когда ученые практически ежедневно узнают что-то новое об окружающем мире, происходящих в нем процессах, именно педагоги должны оперативно узнавать информацию и доносить ее до подрастающего поколения. Поэтому просто невозможно переоценить значение действующего на базе КФУ Приволжского центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

«Система педагогического образования в России выполняет не только обслуживающую, но и опережающую функцию, готовя кадры для непрерывно развивающейся системы образования. Она развивается в соответствии с общемировыми тенденциями в этой области», – подытожила Роза Валеева.