Ученые КФУ разработали диагностику методической подготовки будущего учителя математики

В научном журнале второго квартиля (Q2) «EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education» была опубликована статья «Vector Modeling for Diagnostics of Future Mathematics Teacher Methodical Training in Higher School», соавтором которой выступил ученый Института психологии и образования.

Доцент кафедры педагогики высшей школы Светлана Чиркина в сотрудничестве с учеными Башкирского государственного педагогического университета, Российского университета дружбы народов, Национального исследовательского Мордовского государственного университета провели исследование о векторном моделировании диагностики методической подготовки будущего учителя математики в высшей школе.

Несмотря на интуитивный здравый смысл темы, ученый КФУ, тем не менее, подчеркивает ее значимость в современном научно-исследовательском пространстве в области подготовки учителя. По словам Светланы Евгеньевны, актуальность представленного исследования вызвана необходимостью совершенствования методической подготовки учителя математики в вузе.

Как и годы назад, мы считаем, что школа начинается с учителя, и в первую очередь надо обращать внимание на эту ключевую фигуру в образовании. Но образовательный процесс в вузе нередко выстраивается по типу конвейера, а потому индивидуальные особенности субъектного развития будущих педагогов не всегда могут учитываться.

К тому же учебная и учебно-профессиональная деятельность студента качественно отличаются от профессиональной деятельности учителя, прежде всего своим предметом, своеобразие которого подразумевается в организации вузовского образования, но не отражается в определении его содержания, форм и методов профессионального обучения. Поэтому программа действий студентов по освоению будущей деятельности ими не актуализируется.

А ведь от педагогической позиции учителя, широты его умений зависит качество математического образования в школе. В связи с этим возникают вопросы: «В каком учителе математики нуждается современная школа? В каких условиях следует реализовывать методическую подготовку будущего учителя математики для формирования у него мотивированных способностей в виде самоконтроля и рефлексии деятельности; самостоятельности и оригинальности мышления;  готовности мыслить критически? На каком содержании целесообразнее проектировать дополнительную образовательную программу и какие виды деятельности использовать для повышения методической подготовки учителя математики?».

В своем исследовании мы старались разработать векторный метод диагностики методических компетенций будущего учителя математики.

 

По словам доцента ИПО КФУ, процесс разработки векторной модели включал в себя следующие этапы: выявление состава компетенций, реализуемых в подготовке будущего учителя математики; проектирование учебно-методических материалов, направленных на развитие выделенных компетенций будущих учителей математики; проведение анализа результатов образовательной и проектной деятельности студентов для апробации диагностических методик и организационных форм.

На первом этапе в рамках научно-методического семинара «Актуальные проблемы математического образования», организованном на физико-математическом факультете БГПУ им. М. Акмуллы, проводилось анкетирование учителей математики. Экспертные оценки практикующих учителей позволили выявить компетенции, которые наиболее значимы в профессиональной деятельности.

Ученый подчеркнул, что в исследовании обобщался опыт работы на курсах повышения квалификации в системе дополнительного образования учителей математики (с 2014 года приняли участие более 200 педагогов) и собственный опыт организации методической подготовки студентов педагогических специальностей вуза.

На втором этапе разрабатывались учебно-методические материалы, направленные на развитие выделенных компетенций будущих учителей математики.

Компетенции имеют три составляющие: когнитивную, деятельностную и ценностную. Эти компетенции интерпретируем как модель актуальных и прогнозируемых результатов методической подготовки учителя математики, в которую, безусловно, должны вноситься дополнения.

На третьем этапе апробировались разработанные учебно-методические материалы, проверялись эффективность организационных форм (индивидуальных и групповых) в проведении практических занятий и экзамена.

В результате была разработана векторная модель методической подготовки учителя математики, векторы которой характеризуют такие компетенции, как информационно-методологическая, социального взаимодействия, самостоятельной познавательной деятельности, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностная.

Главным достоинством разработанного метода является возможность осуществления многоаспектного анализа для профессионального становления учителя математики. Экспертные оценки, конечно, имеют некоторую долю условности, но они создают «благодатную» почву для рефлексивного анализа каждым преподавателем перспектив учебной дисциплины для развития компетенций студента. И все же представленное нами векторное моделирование диагностики методической подготовки, равно как и всякое другое моделирование, не следует абсолютизировать, — уточнила Светлана Чиркина.

По словам ученого КФУ, результаты исследования могут быть учтены при предметной и психолого-педагогической подготовке будущих учителей математики в вузах.