Ученые КФУ рассказали об особенностях использования образовательных веб-сайтов в России

Профессор, завкафедрой педагогики Роза Валеева, доцент кафедры дошкольного и начального образования Эльвира Сабирова и доцент кафедры педагогической психологии, член Российского психологического общества Гульшат Шакирова приняли участие в Международной конференции инновационных технологий и обучения ICITL 2018.

Актуальные вопросы по созданию виртуального пространства в обучении, развитию инновационного мышления учащихся в современном мире, разработка интерактивных платформ для индивидуального и адаптивного обучения обсуждались на конференции учеными из 17 стран: Канада, Япония, Великобритания, Австралия и др.

Выступление преподавателей Института психологии и образования КФУ на конференции было посвящено теме  “Using educational websites and platforms in Russia: cognitive needs of children and problems of teachers” – «Особенности использования образовательных веб-сайтов в России: потребности к познанию у детей и проблемы педагогов».

Образовательная среда на современном этапе характеризуется внедрением и интеграцией интенсивно развивающихся цифровых технологий. Происходит популяризация образовательных приложений и веб-сайтов, которые активно используются детьми на различных электронных устройствах, – пояснила Эльвира Гифановна.

Ученые поставили целью выявить особенности использования образовательных веб-сайтов в России в процессе обучения детей 6-8 лет. Для этого в течение 2017 года совместно с дошкольными и начальными образовательными учреждениями г. Казани было проведено исследование: созданы анкеты, состоящие из демографического, технологического, инновационного и мотивационного блоков в зависимости от выборки испытуемых.

В анкетировании приняло участие 202 человека. Из них: 73 человека – педагоги дошкольных образовательных учреждений, 69 человек – учителей начальных классов средних общеобразовательных школ, 30 человек – родителей детей в возрасте 6-7 лет, 30 человек – родителей детей в возрасте 7-8 лет.

Исследование проводилось в Казани. В работе применялся опросно-диагностический метод с помощью анкетирования, опроса и анализа данных фокус-групп. В процессе работы ученые выявили  проблемные зоны в организации обучения детей 6-8 лет.

– Это пусть и небольшой процент педагогов, сознательно не принимающих внедрение образовательных интерактивных платформ и веб-сайтов в процесс обучения детей. Недостаточная преемственность в обучении дошкольников и младших школьников с использованием образовательных платформ, не сформированная информационная компетентность педагогов преклонного возраста.

Среди проблем были отмечены еще недостаточное финансирование,что отражается на качестве провайдерских услуг, и защита авторских прав педагогов, создающих программы обучения для детей с применением образовательных платформ и веб-сайтов.

В результате ученые ИПО КФУ разработали диагностический материал по выявлению потребностей в использовании образовательных веб-сайтов, который включает блоки для анкетирования педагогов и родителей. А выявленные проблемы помогут руководителям образовательных учреждений реализовать познавательную потребность современных детей  за счет непосредственного интереса к цифровым устройствам.

Исследование ученых Казанского университета вызвало интерес у президиума конференции, в числе которого профессор Андреа Истеник Старчич (Университет Любляны), профессор Рэй Юх-Мин Хуанг (вице-президент Кун Шанского Университета), ведущий профессор Чин-Чунг Тсаи (Тайвань), профессор Фрод Эйка Санднес Университет Метрополитен, Норвегия).

Ведущие ученые в области образования оценили значимость исследовательского проекта, заключающуюся во взаимосвязи когнитивных потребностей детей и профессиональных компетентностей учителей, применяемых в информационно-образовательной среде современной школы.

–  На сегодняшний день выявлены факторы, влияющие на эффективность онлайн-обучения, которые требуют многоаспектных исследований, – считает Роза Валеева.

Индикатором актуальности проведённого учеными КФУ исследования в мировом пространстве стало предложение к совместным исследовательским проектам в области цифрового образования.