В последнем выпуске научного журнала, включенного в базу данных Scopus International Journal of Emerging Technologies in Learning опубликована статья Teachers‘ views on the availability of web 2.0 tools in education – «Взгляды учителей на доступность инструментов Web 2.0 в образовании».
Это совместное исследование ученых Стамбульского университета, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Российского экономического университета им. Плеханова и Казанского федерального университета было проведено в 2018 году с целью выяснения мнения будущих учителей о применимости проектов и сервисов, активно развиваемых и улучшаемых самими пользователями: (блоги, вики-проекты, социальные сети) в образовании.
Соавтором статьи выступила доцент кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета Регина Сахиева.
— Одной из основополагающих идей развития Интернета последнее время стала концепция Web 2.0. Употребление термина Web 2.0 в основном связано с так называемыми социальными сервисами и сетями, которые волшебным образом позволяют объединять людей в социальные группы, быстро искать единомышленников и нужную информацию.
Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (соцсети: Facebook, Twitter, Вконтакте),средства быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). К тому же области использования технологий Web 2.0 расширяются с каждым днем. Основная причина заключается в том, что эти технологии делают взаимодействие между пользователями, приложениями и доступом к информации очень легкими и доступными. Благодаря этим функциям Web 2.0 становится необходимым инстурментом для использования в образовании.
— Проекты и сервисы Web 2.0 позволяют значительно повысить доступность программ обучения, вводить каталогизацию и рейтинговую оценку и многое другое для одной простой цели — повышения доступности и качества обучения.
Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учащихся в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0 наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.
— Можно сказать, что будущие учителя, которых называют лидерами и учителями будущего, должны быть более экипированы, открыты для обучения и нововведений.
Насколько готовы будущие педагоги к использованию данной технологии и полезны ли инструменты Web 2.0 в образовании, попытались ответить в своем исследовании ученые.
— Исследование проводилось в 2018–2019 учебный год. Группа респондентов состояла из 114 будущих учителей. Основным инструментом для сбора данных выступила методика «Проблемы студентов последнего курса педагогического факультета и их проблемы в педагогической практике», разработанная профессорами Стамбульского университета.
Согласно результатам исследования, мнения будущих учителей об использовании инструментов Web 2.0 весьма позитивны: 95% репондентов заявили, что инструменты Web 2.0 должны использоваться в образовании.
— Из результатов исследования видно, что способность учащихся создавать контент с активным участием, поддерживать социальное взаимодействие и творческий подход в образовательной среде вызывает положительное мнение у будущих учителей. Полученные результаты продемонстрировали, что инструменты Web 2.0 оказывают положительное влияние на обучение благодаря своему богатому содержанию и также могут быть полезны для повышения коммуникативных способностей будущих учителей с помощью их совместного рабочего пространства.
Ученые спрогнозировали, что использование учителями инструментов Web 2.0 во время их обучения в вузе будет способствовать развитию будущих учителей и позволит им чаще и эффективнее использовать инструменты в своей педагогической практике.