Ученые КФУ провели исследование о готовности будущих педагогов к использованию Web 2.0 в своей практике

В последнем выпуске  научного журнала, включенного в базу данных Scopus International Journal of Emerging Technologies in Learning опубликована статья Teachersviews on the availability of web 2.0 tools in education – «Взгляды учителей на доступность инструментов Web 2.0 в образовании».

Это совместное исследование ученых Стамбульского университета, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Российского экономического университета им. Плеханова и Казанского федерального университета было проведено в 2018 году с целью выяснения мнения будущих учителей о применимости проектов и сервисов, активно развиваемых и улучшаемых самими пользователями: (блоги, вики-проекты, социальные сети) в образовании.

Соавтором статьи выступила доцент кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета Регина Сахиева.

— Одной из основополагающих идей развития Интернета последнее время стала концепция Web 2.0. Упот­ребление термина Web 2.0 в основном связано с так называемыми социальными сервисами и сетями, которые волшебным образом позволяют объединять людей в социальные группы, быстро искать единомышленников и нужную информа­цию.

Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (соцсети: Facebook, Twitter, Вконтакте),средства  быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). К тому же области использования технологий Web 2.0 расширяются с каждым днем. Основная причина заключается в том, что эти технологии делают взаимодействие между пользователями, приложениями и доступом к информации очень легкими и доступными. Благодаря этим функциям Web 2.0  становится необходимым инстурментом  для использования в образовании.

— Проекты и сервисы Web 2.0 позволяют значительно повысить доступность программ обучения, вво­дить каталогизацию и рейтинговую оценку и многое другое для одной простой цели — повышения доступности и качества обучения.

Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учащихся в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0 наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.

— Можно сказать, что будущие учителя, которых называют лидерами и учителями будущего, должны быть более экипированы, открыты для обучения и нововведений.

Насколько готовы будущие педагоги к использованию данной технологии и полезны ли инструменты Web 2.0 в образовании, попытались ответить в своем исследовании ученые.

 —  Исследование проводилось в 2018–2019 учебный год. Группа  респондентов состояла из 114 будущих учителей.  Основным инструментом для сбора данных  выступила методика «Проблемы студентов последнего курса педагогического факультета и их проблемы в педагогической практике», разработанная профессорами Стамбульского университета.

Согласно результатам исследования, мнения будущих учителей об использовании инструментов Web 2.0 весьма позитивны: 95% репондентов заявили, что инструменты Web 2.0  должны использоваться в образовании.

Из результатов исследования видно, что способность учащихся создавать контент с активным участием, поддерживать социальное взаимодействие и творческий подход в образовательной среде вызывает положительное мнение у будущих учителей. Полученные результаты продемонстрировали, что  инструменты Web 2.0 оказывают положительное влияние на обучение благодаря своему богатому содержанию и  также могут быть полезны для повышения коммуникативных способностей будущих учителей с помощью их совместного рабочего пространства.

Ученые спрогнозировали, что использование учителями инструментов Web 2.0  во время их обучения в вузе  будет способствовать развитию будущих учителей и позволит им чаще и эффективнее использовать инструменты в своей педагогической практике.