Ученые КФУ приняли участие в самой представительной конференции мира по образованию

Роза Валеева и Татьяна Баклашова приняли участие в ежегодной конференции, организованной Американской ассоциацией исследований в сфере образования (AERA).

На сегодняшний день конференция Американской ассоциации исследований в образовании (AERA), собравшая более 20 тысяч ученых из различных стран мира — самое крупное международное научное событие в области образовательных исследований. Как показывает практика, прием заявок на AERA заканчивается за 9 месяцев до начала самой конференции. Конкуренция среди аппликантов очень большая.Одобрение на AERA получают порядка 10% заявок — посему, получить приглашение к участию очень приятно и очень круто.

Тем приятнее, что уже не первый раз в конференции принимают участие исследователи Казанского федерального университета – это подтверждает важность и перспективность интеграции их исследований в международные научные сети.

В этом году ученые КФУ представили российский опыт наставничества для молодых, только начинающих свой путь в профессии, учителей.Это результат исследования Mentoring of novice teachers’ induction to the profession: Russian Perspective, проведенного учеными Казанского университета: Айдаром Калимуллиным (директором Института психологии и образования), Розой Валеевой (завкафедрой педагогики ИПО), Татьяной Баклашовой (замдиректора по международной деятельности ИПО), Лилией Латыповой (доцентом Института управления, экономики и финансов).

Вопрос о привлечении к профессии начинающих учителей в России актуален в связи с социальной значимостью фактора профессионализма в модернизации российского образования. От успешности его адаптации в школе во многом зависит качество работы начинающего учителя, его готовность к развитию профессиональных навыков, мотивация к работе и желание остаться в профессии или поменять ее.

Однако как показывает статистика, средний возраст русского учителя составляет 45–46 лет и наблюдается тенденция к постепенному снижению доли молодых учителей и увеличению количество учителей старшей возрастной группы.

Исследователи назвали основные причины увольнения среди новичков-учителей во всех странах следующие: отсутствие профессионального опыта; масса работы; отсутствие уважения со стороны общества; постоянные изменения; поведение учащихся; внешний надзор за учебным процессом; низкие зарплаты; культурная и профессиональная изоляция; отсутствие карьерных возможностей.

– Подготовка учителя к сложной многофункциональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, ориентированный на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний и умений, адекватных как его личным потребностям, так и квалификационным требованиям, – отмечают исследователи. – Значительную роль в решении этой стратегической задачи играет система наставничества, способная активизировать процесс профессионального развития молодого учителя и формирование у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации. Несмотря на высокую оценку института наставничества со стороны российских учителей и директоров школ и выраженную ими просьбу о развитии такого института, оно пока не носит систематического характера.

Статистика

Две трети всех российских учителей говорят, что они не проходили вводных курсов ни при первом приеме на работу учителями, ни в школе, в которой они работали во время опроса.

В результате проведенного исследования выявлена положительная динамика в группах респондентов по параметру «Рост мотивационной составляющей», особенно большой рост показала работа в проектной деятельности по профилактике эмоционального выгорания начинающих учителей. Ученые отметили также влияние на молодых учителей и проекта  «Бизнес и психологическая безопасность» , который позволил четко спланировать работу молодых учителей, преодолеть однообразие работы, снизить дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки.

Исследование открыло интересные перспективы в отношении моделей наставничества для начинающих учителей, в частности повышения мотивации начинающих учителей; наращивание методического потенциала молодых учителей; повышение квалификации начинающих учителей; индивидуальная поддержка начинающих учителей; развитие корпоративной культуры и развитие социального партнерства.

Однако это исследование – только начало, и в будущем требуются более глубокие исследования, особенно в отношении начинающих учителей, которые не проходят формальное обучение в аспирантуре. К тому же, аналогичные исследования могут быть проведены в разных школьных условиях и с разными членами школьного сообщества.

– Было бы полезно провести международные исследования, чтобы выяснить, имеют ли начинающие учителя из разных культур разные взгляды на свое профессиональное развитие, – резюмировали ученые во время своего выступления на конференции.