Ученые КФУ о рисках электронной системы управления обучением в вузе

В одном из последних выпусков научного журнала второго квартиля (Q2) Education «EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education» была опубликована работа профессора кафедры дошкольного и начального образования  Института психологии и образования КФУ Альфии Масалимовой.

 Каждый месяц редактор журнала EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education отбирает небольшое число статей, которые, по его мнению, заслуживают того, чтобы на них обратили внимание ученые.

В январском номере такой статьей стала работа ученого КФУ, выполненная в сотрудничестве с учеными из Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Югорского государственного университета, Российского университета дружбы народов, Российской таможенной академии:  «Risk in Implementing New Electronic Management Systems at Universities»  —  «Риски внедрения и реализации электронной системы управления обучением в вузе».

Редактор журнала отметил особую актуальность исследования, связанную с возрастающей информатизацией образовательного процесса в вузах и возникновением множества рисков, оказывающих негативное влияние на реализацию некоторых сторон образовательного процесса.

—Формирование конкурентоспособных выпускников вузов невозможно без использования в процессе их подготовки современных средств обучения. В этой связи в образовательной сфере активно используются средства электронной поддержки обучения, позволяющие обеспечить контроль в интерактивном и автономном режимах, получать аналитические справки по результатам выполнения заданий, а также анализировать успеваемость обучающихся, – пояснила Альфия Рафисовна. — Однако развитие цифровых технологий и вызванное данным обстоятельством изменение методов обучения в высшей школе требует от профессорско-преподавательского состава мобильности к принятию инноваций и выработке новых навыков и умений, неприятие которых ведет к рискам снижения качества образовательного процесса.

Исследование проводилось на основе анкетирования 255 бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика» дневной формы обучения и обработки полученных результатов для понимания рисков, возникающих в ходе образовательной деятельности при внедрении электронных средств поддержки обучения.

В итоге, в работе ученого ИПО КФУ и его коллег сформулирован перечень рисков внедрения и реализации инновационных технологий в образовательный процесс, отражающий особенности функционирования вуза, использующего современные технологии обучения. Также в статье проведен анализ чувствительности рисков, представляющий экспертную оценку влияния рисков на результирующий показатель, в качестве которого принята интегральная оценка – «колесо» риска. Предложенная учеными карта, отражающая особенности функционирования вуза, обобщила результаты исследования, обеспечив наглядность результатов обработки анкет обучающихся.

Рисунок 1. «Колесо» риска по показателю «вероятность возникновения риска»
Согласно рисунку, наиболее чувствительным к изменению границ по варианту 2 являются риски:
Р3 – риск ухудшения репутации вуза и престижа реализуемых им направлений обучения (коэффициент изменения составляет 1,51);
и Р4 – риск снижения заинтересованности профессорско-преподавательского состава в росте качества оказываемых образовательных услуг (коэффициент составляет 1,47), хотя изначально вероятность возникновения данных рисков наиболее низка.

— Несмотря на то, что необходимость инновационных технологий в современном образовательном процессе не подвергается сомнению, так как приводит к увеличению активности и самостоятельности обучающихся, способствует формированию конкурентоспособного выпускника вуза, все же вопрос полного перехода образовательного процесса на интернет-обучение является спорным, так как содержит определенные риски и угрозы, — резюмировала профессор. — Изучение значимости этих рисков позволит своевременно осуществить коррекцию внедрения тех или иных информационных образовательных технологий в учебный процесс.

 По мнению ученого КФУ, материалы опубликованной в EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education статьи представляют практическую ценность для специалистов, занимающихся вопросами разработки и внедрения инновационных образовательных технологий в вузах.

 

Справка

Альфия Масалимова — соредактор журнала Eurasian Journal of Educational Research, индексируемого базами SCOPUS и WEB of SCIENCE, член редакционной коллегии журнала XLinguae, главный редактор журнала Pedagogical Research, член редакционной коллегии журнала  Slavonic Pedagogical Studies Journal.