Каждый месяц редактор журнала EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education отбирает небольшое число статей, которые, по его мнению, заслуживают того, чтобы на них обратили внимание ученые.
В январском номере такой статьей стала работа ученого КФУ, выполненная в сотрудничестве с учеными из Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Югорского государственного университета, Российского университета дружбы народов, Российской таможенной академии: «Risk in Implementing New Electronic Management Systems at Universities» — «Риски внедрения и реализации электронной системы управления обучением в вузе».
Редактор журнала отметил особую актуальность исследования, связанную с возрастающей информатизацией образовательного процесса в вузах и возникновением множества рисков, оказывающих негативное влияние на реализацию некоторых сторон образовательного процесса.
—Формирование конкурентоспособных выпускников вузов невозможно без использования в процессе их подготовки современных средств обучения. В этой связи в образовательной сфере активно используются средства электронной поддержки обучения, позволяющие обеспечить контроль в интерактивном и автономном режимах, получать аналитические справки по результатам выполнения заданий, а также анализировать успеваемость обучающихся, – пояснила Альфия Рафисовна. — Однако развитие цифровых технологий и вызванное данным обстоятельством изменение методов обучения в высшей школе требует от профессорско-преподавательского состава мобильности к принятию инноваций и выработке новых навыков и умений, неприятие которых ведет к рискам снижения качества образовательного процесса.
Исследование проводилось на основе анкетирования 255 бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика» дневной формы обучения и обработки полученных результатов для понимания рисков, возникающих в ходе образовательной деятельности при внедрении электронных средств поддержки обучения.
В итоге, в работе ученого ИПО КФУ и его коллег сформулирован перечень рисков внедрения и реализации инновационных технологий в образовательный процесс, отражающий особенности функционирования вуза, использующего современные технологии обучения. Также в статье проведен анализ чувствительности рисков, представляющий экспертную оценку влияния рисков на результирующий показатель, в качестве которого принята интегральная оценка – «колесо» риска. Предложенная учеными карта, отражающая особенности функционирования вуза, обобщила результаты исследования, обеспечив наглядность результатов обработки анкет обучающихся.
— Несмотря на то, что необходимость инновационных технологий в современном образовательном процессе не подвергается сомнению, так как приводит к увеличению активности и самостоятельности обучающихся, способствует формированию конкурентоспособного выпускника вуза, все же вопрос полного перехода образовательного процесса на интернет-обучение является спорным, так как содержит определенные риски и угрозы, — резюмировала профессор. — Изучение значимости этих рисков позволит своевременно осуществить коррекцию внедрения тех или иных информационных образовательных технологий в учебный процесс.
По мнению ученого КФУ, материалы опубликованной в EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education статьи представляют практическую ценность для специалистов, занимающихся вопросами разработки и внедрения инновационных образовательных технологий в вузах.
Справка
Альфия Масалимова — соредактор журнала Eurasian Journal of Educational Research, индексируемого базами SCOPUS и WEB of SCIENCE, член редакционной коллегии журнала XLinguae, главный редактор журнала Pedagogical Research, член редакционной коллегии журнала Slavonic Pedagogical Studies Journal.