Ученые КФУ изучают психологические факторы успешного освоения иностранного языка

И вновь статья ученых Института психологии и образования КФУ на страницах международного научного журнала первого квартиля. На этот раз редколлегия журнала European scientific language Journal, с 2011 года индексируемого в Scopus, заинтересовалась результатами исследования доцента кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ,  члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук Евгении Шишовой.

Ее статья   Psychological factors of successful foreign language acquisition посвящена изучению внутренней детерминации эффективности обучения неродным языкам и определению психологических факторов успешности личности в процессе овладения иностранным языком. В качестве психологических детерминант успешности овладения иностранным языком выделяются: иноязычные способности, когнитивный и эмоциональный факторы, мотивация и личностные качества субъекта учебной деятельности.

Напомним, что проблема иноязычности — одна из самых сложных и до сих пор малоизученных проблем. Основной вопрос, который не первый год задают педагоги,  какие психологические особенности  и способности учащегося необходимы для того, чтобы повысилась эффективность его обучения.

— В исследованиях прошлых лет уже были определены факторы, влияющие на успешность овладения иностранным языков. В их числе: общепедагогические и методические, общепсихологические и индивидуально-психологические. Причем первую пару стоит рассматривать как внешние детерминанты учебной деятельности, а вторую, как  индивидуально-психологические, создающую внутреннюю детерминацию учебной деятельности.

Ученый провела эмпирическое исследование, расширяющее представление о структуре иноязычных способностей, и пришла к выводу, что успешность овладения иностранным языком представляет собой систему взаимосвязанных компонентов.

— В число ключевых компонентов успешного овладения иностранным языком можно отнести  несколько факторов. Важно учитывать эмоционально-оценочное отношение учащегося к изучению иностранного языка и эмоциональное переживание этого процесса. Не забываем мы и когнитивный компонент, который объединяет внимание, восприятие, мышление, память. Эффективное обучение иностранному языку обеспечивается в первую очередь особенностями мыслительного процесса и сформированностью таких качеств мыслительной деятельности, как глубина, гибкость, доказательность, перспективность, аналитичность, осознанность. Конечно, важную роль играют и личностные характеристики изучающего иностранный язык: его самооценка, уровень стремления к овладению языком, опыт успеха  или неудачи, аспект экстра-интроверсии, уровень тревожности. 

Таким образом,  — резюмирует автор статьи, — изучение иностранного языка побуждается системой мотивов овладения и использования иностранного языка, в основе которых лежит осознанная потребность. Мотивация, как системный компонент, интегрирует когнитивные (познавательные мотивы), эмоциональные (эмоциональное отношение к изучаемому языку), личностные (личностная направленность) характеристики мотивационной сферы изучающих иностранный язык.