Ученые КФУ изучают проблемы раннего иноязычного образования

Сегодня много говорят о двуязычном образовании. Вот и в Институте психологии и образования КФУ обратили внимание на эту проблему.

Исследование об особенностях и преимуществах раннего иноязычного образования проводили в Казанском университете профессора Анвар Хузиахметов  и Агзам Валеев. Их совместная статья «Advantage of bilingual education in the national school» с результатами исследования, показавшего важность раннего иноязычного образования, опубликована в научном журнале первого квартиля Q1 XLinguae.

Вопросы, связанные с обучением иностранному языку младших школьников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку данный возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком

– Проблема раннего иноязычного образования в условиях начальной школы становится все более актуальной, – пояснил Анвар Нуриахметович. – Иностранный язык является повсеместной практикой, поскольку обучение ему определяется потребностями общества, которое заинтересовано в иноязычной грамотности россиян. Все это требует поиска эффективных путей совершенствования методик преподавания.

Профессор Института психологии и образования пояснил, в чем заключаются преимущества раннего иноязычного образования.

Положительная роль раннего обучения иностранным языкам заключается в том, что оно способствует развитию у младших школьников психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей (устойчивость внимания, памяти, мышления), включая коммуникативные умения.

Среди преимуществ ученый также отметил формирование интереса к другим культурам, самоидентификацию личности ребенка, развитие эмоционально-волевых качеств ребенка через преодоление препятствий при достижении цели, совершенствование родной речи за счет расширения словарного запаса.

Исследование в рамках обучения младших школьников иностранному языку проводилось на базе казанской гимназии №155.

Вначале школьников младших классов приобщали к новому для них языковому пространству с целью развития у них умения распознавать и дифференцировать языковые явления и слова в иностранном языке, – рассказал Анвар Нуриахметович о ходе исследования, начатого осенью 2016 года.  

На втором этапе ученые разработали систему по исследованию преимуществ раннего иноязычного образования и провели экспериментальную проверку эффективности организации обучению навыкам иноязычной речевой.

Анализ организации раннего иноязычного образования в функциональном контексте привел нас к выделению важнейших социально-педагогических функций методической системы иноязычного образования в начальной школе. Мы исходили из установки, что младшие школьники должны сформировать у себя элементарные коммуникативные умения в аудировании и говорении, а также способность к анализу и обобщению языковых явлений в иностранном и родном языках.

По сравнению с результатами контрольной группы в экспериментальной группе шел устойчивый рост по всем факторам.

У большинства учащихся повысилась динамика развития умения дифференцировать языковые явления в иностранном языке и активизация развития способности к анализу и обобщению языковых явлений в иностранном и родном языках. Вместе с тем, уменьшилось число учащихся с узким диапазоном знаний и навыков коммуникативной направленности.

В результате проведенного исследования ученые пришли к выводу, что содержание обучения иностранному языку на раннем этапе должно отвечать определенным требованиям.

Содержание обучения иностранному языку должно соответствовать коммуникативно-познавательным интересам младшего школьника, развивая его фантазию, любознательность и творческие способности. Также необходимо учитывать личный опыт ребенка общения на родном языке и соотносить его с тем опытом, который он должен приобрести на занятиях по иностранному языку, прежде всего, когда надо учиться говорить, слушать, писать на нем.

Однако, по мнению профессора, этим не исчерпываются все вопросы, связанные с обеспечением психолого-педагогических условий качественного обучения при раннем иноязычном образовании в условиях начальной школы.

Дальнейшего исследования требуют вопросы реализации в различных формах основных аспектов процесса иноязычного образования: познания, развития, воспитания, учения, самоактуализации учащихся в процессе изучения иностранного языка и т.д.

Таким образом, резюмирует Анвар Хузиахметов, очень важно, чтобы раннее обучение иностранному языку соответствовало внутреннему психологическому развитию ребенка, поэтому учебный процесс необходимо организовывать в соответствии с его возрастными психологическими особенностями, чтобы ничего не нарушало естественного хода вещей, а только активизировало возможности, заложенные у ребенка природой, на каждом этапе его развития.

 

Для справки

Научный журнал XLinguae включен в базу данных «Скопус». По данным на 2016 год, показатель SJR равен 00,310, HIndex равен 5. Журнал издается Slovenska Vzdelavacia a Obstaravacia s.r.o. Основными предметными областями публикуемых статей являются «Языки и лингвистика», «Философия», «Лингвистика и языки (языкознание)»