Ученые КФУ — единственные представители России на конференции международной ассоциации WERA

Организаторы конференции отметили, что в ответ на сохраняющуюся международную неопределенность, вызванную пандемией COVID-19,  Всемирная ассоциация исследований в области образования (WERA) и  Sociedad Espanola de Pedagogía (SEP) совместно с  Universidad de Santiago de Compostela и  Red Transdisciplinar de Investigación Educativa (RETINDE) решили провести координационную встречу WERA 2021 Virtual Focal Meeting с 7 по 9 июля  в онлайн-формате.

Для обсуждения выбрана тема «Сетевое образование: различные реальности, общие горизонты».

Участниками конференции стали профессора и преподаватели из 18 стран: Германии, Японии, Китая, Швеции, США, Швейцарии и других.

Россия была представлена в лице ученых из Казанского федерального университета: ректора КФУ, профессора Ильшата Гафурова, директора ИПО КФУ Айдара Калимуллина, завкафедрой педагогики  ИПО КФУ Розы Валеевой, замдиректора по международной деятельности ИПО КФУ Татьяны Баклашовой.  Ими на конференции были представлены результаты сравнительных, межкультурных, международных исследований, ведущихся учеными Казанского университета.

В частности, во время работы симпозиума Global Perspective on Teacher Experience («Глобальное видение педагогического образования») директор ИПО КФУ А.Калимуллин и почетный профессор Оксфордского университета Иэн Ментер представили доклад, сделанный спикерами совместно с ректором КФУ И.Гафуровым, Institutional changes in teacher education in the 21st century in Russia and England («Институционные изменения в педагогическом образовании в 21 веке в России и Англии»).

Выбор темы был не случаен: именно с компаративного исследования педагогического образования (модель, политика, методы и результаты исследований) в странах Великобритании, России, США, Ирландии, Австралии, Израиля, Японии, Южной Кореи начался путь  ученых Казанского университета в международные транскультурные научно-исследовательские проекты в области педагогического образования.

Докладчики осветили в своих докладах изменения, произошедшие в системе педагогического образования в России и Англии за 40 лет. Выступление на конференции опиралось на результаты совместного лонгитюдного  исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов, которое впервые было опубликованы в 2017 году. В авторский коллектив вошли Айдар Калимуллин, Роза Валеева и Иэн Ментер. В 2018 году на основе исследований была издана международная монография Knowledge, Policy and Practice in Learning to Teach: A Cross-National Study, посвященная теме «Обучение обучению». Глава о подготовке учителей в России в этой книге написана Р.Валеевой и А.Калимуллиным.

Докладчики показали институциональные изменения педагогического образования в 21-м веке в России, отметив проведенную институционную реорганизацию в образовании.

—  Возможно, что управление педагогическим образованием в России, по-видимому, осуществляется с большей осторожностью и осмотрительностью, чем в Англии. В России отмечаются значительные финансируемые инициативы, инициированные для испытания новых подходов и методов, в то время как то, что происходит в Англии во имя «разнообразия», кажется приводит к сбивающей с толку и, как некоторые сказали бы, беспорядочной схеме, — уточнил собравшимся Айдар Калимуллин — Ясно, что в обоих случаях правительство проявляет большой интерес к педагогическому образованию. Действительно, президент России в последние годы выступает очень позитивно по этой теме — и это отражает растущее политическое значение педагогического образования во всем мире.

Отметили выступающие и важность университетов в педагогическом образовании.

— Участие в исследовательской деятельности меняет концептуальное представление педагогического образования, выводя его за рамки понятия технической подготовки и делая больший акцент на трансформации.

Подводя итог, спикер отметил, что отличительные институциональные истории и культуры имеют очень значительное влияние, приводящее к совершенно различным проявлениям изменений в каждой среде.

Об интеграции теории и практики в подготовке учителей в XXI веке в условиях пандемии и опыте Казанского университета поделились с участниками сегодняшней международной конференции Татьяна Баклашова и Роза Валеева.

Напомним, что в мае проект ученых Института психологии и образования Казанского университета «Глобализация и педагогическое образование в странах БРИКС: позиционирование исследований и практики, содействие интеграции университетско-школьных систем» вошел в число пяти новых международных исследовательских сетей (IRN) Всемирной ассоциации исследований в области образования WERA.

Сегодня участникам конференции спикеры рассказали о первых результатах масштабного исследования. В частности, отметив, что довольно сильное влияние пандемии на образование  было оказано в системе теоретической и практической подготовки учителей (54,48%), в  необходимости повышения ИКТ-компетентности (49,94%), возможности активно развиваться в области цифрового образования ( 77,18%) и в методически правильной увязке теоретических дисциплин и практических заданий (81,72%).

— В период пандемии необходимо повысить эффективность организации процесса подготовки преподавателей за счет интеграции теории и практики на уровне содержания и технологий обучения, — резюмировали исследователи.

Они отметили, что их результаты исследования могут быть использованы при разработке и обновлении учебных планов, рабочих программ, в сравнительных академических работах по педагогическому образованию, подчеркивая возможности взаимного обогащения теоретической и практической подготовки учителей в разных странах мира.

Во время выступления присутствовало большое число слушателей, активно задававших вопросы и интересующихся современным состоянием педагогического образования в России.