На основании приказа Минобрнауки Российской Федерации и Российской Академии Наук (РАН) ученые и учителя базовых образовательных организации Казанского федерального университета продолжат анализ нового поколения образовательных программ и учебников России.
Руководит и контролирует ход работы по данному направлению д.н., профессор КФУ, эксперт РАН Анвар Хузиахметов. Члены исследовательской группы по этому проекту тщательно изучили программы по предметам, включающие пояснительную записку и содержание по каждому классу. Не обошли вниманием и требования к результатам освоения основных образовательных программ с учётом их содержания, для включения во ФГОС.
Строгому анализу подверглись и планируемые результаты работы программ по учебному предмету (по каждому классу) — отражают ли они круг актуальных и современных научных знаний в соответствующей предметной области; учитывают ли психологические и физиологические особенности учащихся; включают ли сведения об актуальных и современных научных знаниях, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации учащихся; представлены ли в соответствии с методологией развития научного знания в предметной области; позволяют ли сформировать целостное представление о научном познании, заложить основы исследовательских компетенций и включают ли базовые понятия о развитии мира, общества, человека.
Анализ основной части образовательной программы «Технология» (1-4 класс), проведённый членами исследовательской группы профессора Хузиахметва, показал следующее:
«Программа «Технология» отражает круг актуальных и современных научных знаний в этой предметной области. Разделы «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере» помогут подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, развить и воспитать широко образованную, культурную, творческую, инициативную и предприимчивую личность».
Как рассказал профессор Хузиахметов, итоговый вывод экспертами формируется в целом по комплекту документов, а также по каждому из представленных документов. Отдельно в выводах по документам указываются замечания и рекомендации экспертов по каждому классу уровня образования. В выводе есть описание применяемых научных знаний, современных концепций развития предметной области. Вывод однозначно определяет, рекомендуется ли материал для включения во ФГОС и применение программы в учебном процессе. Если же проанализированная учебная программа имеет незначительное число недочётов, то она может быть примята экспертной комиссией после их устранения.
В случае некачественной работы комиссия отказывает в использовании предоставленной образовательной программы и по каждому пункту представляет обоснование своего решения.
Ещё раз подчеркнём, что все образовательные программы перед их внедрением в российские школы проходят строгий и высококвалифицированный отбор. Так учёные Института психологии и образования КФУ принимают активное участие в повышении уровня образования страны.
Экспертиза федеральных образовательных программ и учебников для школ, гимназий, лицеев Российской Федерации продолжится до конца учебного года.
Источник информации: Дина Зарипова