Ученые Казанского университета изучили взаимосвязь развития исполнительных функций и физических навыков у дошкольников

Трансформации современного образа жизни придает особую актуальность исследованиям роли физического развития детей. Это связано с такими явлениями, как цифровизация образования, потеря приоритета традиционных игр и изменение структуры детских сообществ.

«Гиподинамия, метаболические и сердечно-сосудистые проблемы, связанные с вышеупомянутыми явлениями, — не единственные проблемы, которые мы рассматривали в своем исследовании, — пояснила завкафедры ИПО КФУ Алла Твардовская. — В нем также рассматривается влияние на умственное развитие детей исполнительных функций».

Исследование проводилось в течение двух лет. В состав исследовательской группы вошли ученые Психологического института Российской академии образования, МГУ, Карлова университета и КФУ. Возглавлял коллектив Александр Веракса. Профессор постоянно говорит о взаимосвязи использования цифровых устройств и развития исполнительных функций у современных дошкольников.

Целью этого исследования было выявление различных уровней физической подготовки дошкольников с последующим анализом различий в их управляющих функциях.

«Что такое исполнительные функции? Точное определение давно обсуждается — мы опирались на следующее определение: «когнитивные процессы, которые необходимы для сознательного контроля действий, мыслей и эмоций», — рассказала Алла Александровна.

По словам ученого Института психологии и образования, среди ключевых линий психического развития, формирующихся в этот период и имеющих важное значение на последующих возрастных этапах, важную роль играют регуляторные функции, которые решающим образом влияют на формирование академических навыков, таких как чтение, словарный запас, понимание устной и письменной речи, усвоение начальных математических понятий, развитие речевых навыков, а также на успеваемость в старшей школе.

Исследования указывают на наличие индивидуальных вариаций в развитии управляющих функций к моменту поступления детей в школу — дети со значительно более низкими показателями управляющих функций оказываются в невыгодном положении еще до первого учебного года. Ученый отмечает, что в условиях современных цифровых трансформаций меняется состояние детей.

В исследовании, поддержанном грантом Российского фонда фундаментальных исследований, приняли участие 260 детей в возрасте 5–6 лет. Ученые исследовали регуляторные функции: сдерживающий контроль, когнитивную гибкость, рабочую память. Их анализ был направлен на оценку таких навыков как длина прыжка, навыки бросания мяча обеими руками, гибкость, выносливостью в беге.

Исследование подтвердило потенциальное влияние физической активности и физической подготовки на развитие тормозного контроля и визуальной и вербальной рабочей памяти.

В результаты ученые пришли к выводу, что   два из трех основных компонентов управляющих функций: тормозной контроль и визуальная и вербальная рабочая память — положительно связаны с физической подготовкой детей.

«Преимущество исследования заключается в том, что оно дает всестороннее исследование как управляющих функций, так и физической подготовки, а не исследует отдельные показатели, — пояснила Алла Твардовская. Ограничением исследования являются довольно небольшой размер выборки, что в некоторой степени ограничивает надежность и глубину выводов».

Как отметила Алла Твардовская, результаты исследования могут быть применимы для составления программ по развитию управляющих функций дошкольников, как одно из условий академической успеваемости в школе, социальной компетентности.

Результаты исследования опубликованы 2 августа в крупнейшем научном журнале Frontiers in Psychology, публикующем тщательно отрецензированные исследования по психологическим наукам от клинических исследований до когнитивных наук, от визуализационных исследований до человеческих факторов и от познания животных до социальной психологии.

С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке