Ученые ИПО проводят исследование о психологии развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности

Работа ведется в рамках поддержанных проектов фундаментальных научных исследований РФФИ.

Российский фонд фундаментальных исследований опубликовал список поддержанных проектов фундаментальных научных исследований 2019 года. Ученые КФУ выиграли 20 грантов РФФИ. В числе победителей оказались четыре научных проекта ученых Института психологии и образования.

Уже в третий раз обладателями гранта на фундаментальные научные исследования в области психологии становится группа ученых кафедры психологии личности ИПО КФУ под руководством профессора Леонида Михайловича Попова.

Доцент  кафедры психологии личности Павел Николаевич Устин рассказал о результатах предыдущих исследований по проекту РФФИ.

Исследование по нашему первому гранту «Предмет и методы нравственно-этической психологии личности», проведенный в 2016-2018 годах, был направлен на поиск способов, каким образом люди объединяются в сообщества, как формируют общее представление о мире. Мы в своем исследовании работали в рамках влиятельного научного направления, которое называется «Социальный конструкционизм». Согласно этому направлению, понимание мира – это результат активной совместной деятельности людей.

Для исследования ученые выбрали три сообщества, которые достаточно сильно отличаются между собой, но их популярность растет. Это традиционное мусульманское сообщество, молодежное сообщество Паркур и чайлдфри, которое распространяется среди людей молодого и среднего возраста.

Паркур – это «модное» занятие среди подростков и молодежи, расширение сообщества осуществляется через личное вовлечение в паркур со стороны сверстников, под впечатлением просмотренных в сети интернет роликов и фильмов, демонстрирующих практику движения в Паркуре.

— Нами была разработана оригинальная методика исследования на основе обсуждения фрагментов книги основателя движения Д. Белля «Паркур» – это единственный признанный большинством трейсеров источник об идеологии паркура. Мы обсуждали идеи, изложенные в них, вместе с членами сообщества, практикующими паркур более 6 лет.

В исследовании приняли участие юноши, занимающиеся паркуром из разных городов России и российские граждане, проживающие на данный момент, в других странах (Украина, Сингапур, США). Мы выделили и описали 17 категорий жизненного мира членов сообщества: «гармония», «движение», «личный путь», «познание себя», «помощь нуждающимся», «препятствие», «равновесие», «расширение границ», «саморазвитие», «собственный выбор», «становление трейсера», «суждение о людях по их намерениям», «телесная память», «тело», «трейсер и мир», «уверенность в себе», «удовольствие от паркура».

При исследовании психологических особенностей жизненного мира представительниц сообщества чайлдфри ученые ИПО КФУ  выделили основные мотивы и ценности, которые определяют их осознанный отказ от рождения и воспитания детей.

На первое место представительницы сообщества чайлдфри поставили ценности отдыха, материального благосостояния, наслаждения прекрасным, нежелание брать на себя ответственность и стремление пожить для себя.

Новое исследование «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности», поддержанное  грантом РФФИ, тоже рассчитано на три года.

Проект впервые ставит целью разработку интеллектуально-деятельностная модель развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности.

Согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, одной из приоритетных задач развития современного российского общества выступает адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения. В соответствии с прогнозами Института Психологии РАН среди наиболее перспективных направлений развития психологического знания заявлены такие исследования, как: психология творчества и единого интеллектуально-личностного потенциала человека; психология обучения и образования; методология взаимодействия академической и прикладной психологии.

В плане проекта — подготовка монографии, нескольких научных статей, участие в международных мероприятиях, обновление учебных программ по теме исследования.

Результаты проекта расширят перспективы более глубокого понимания механизмов развития и саморазвития человека в рамках его образовательной активности и откроют возможности разработки методов и методик развития компетенций, обеспечивающих инициативное, творческое и инновационное начала личности.