Ученые ИПО научно обосновали использование материалов СМИ на уроках иностранного языка

В статье «A stage-by-stage approach to utilizing news media in foreign language classes at higher educational institutions», опубликованной в   научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae, представлены рекомендации по использованию материалов СМИ на уроках иностранного языка.

В  авторский коллектив вошли ученые Финансового университета при Правительстве РФ, Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, Техасского университета и Института психологии и образования  КФУ.

Доцент кафедры педагогики высшей школы Татьяна Баклашова пояснила, что проведенное исследование позволило описать технологию изучения иностранных языков и представить экспериментальную работу с медиаресурсами.

Сегодня роль средств массовой информации сложно недооценить: нет ни одной сферы нашего существования без каких-либо информационных отношений. Общение происходит не только в самом обществе, как межличностная беседа, но и посредством интернета, телевидения, радио, газет, журналов и других средств коммуникации.

СМИ — это любая собранная, обработанная и проанализированная информация в таких источниках, как газета, радио, телевидение, интернет, находящаяся в свободном доступе и имеющая массовый масштаб. Не удивительно, что применение средств массовой информации в сфере образования, а именно на уроках иностранных языков, с каждым днем возрастает, — прокомментировала Татьяна Александровна.  — Влияние современных СМИ на формирование молодежи не может быть недооценено, поскольку средства массовой информации оказывают идеологическое, политическое, экономическое, моральное воздействия на их поведение, ценности и мысли. Так что использование средств массовой информации — это мощный учебный инструмент.

Ученые провели анализ курсов иностранного языка, популярных среди учащихся, который доказал, что социально-политическим аспектам языка не уделяется достаточного внимания. Таким образом, проблема развития у студентов навыков работы с новостными СМИ является необходимой и желаемой темой в обучении.

Методика обучения иностранным языкам предполагает использование СМИ в образовательном процессе в качестве эффективного средства обучения иноязычному общению. Особенная роль аутентичных СМИ в методике преподавания иностранных языков заключается в том, что они максимально приближают обучающихся к реальным информационным источникам и «погружают» в мир актуальных событий.

Но использование средств массовой информации на занятии может быть успешным только в случае эффективного дидактического сопровождения. В противном случае это приводит к непродуктивной языковой деятельности.

По результатам проведенного учеными опроса, в котором приняли участие 48 педагогов разных стран,  выяснилось, что учителя работают с материалами СМИ спонтанно и бессистемно. Отвечая на вопрос о том, как они готовятся работать с материалами СМИ, 78% респондентов сказали, что просто вырезают статьи из газет, 22% обрабатывают материалы и выписывают ключевые слова и фразы или сокращают версию. Тем не менее, все респонденты считают целесообразным использовать готовые ресурсы для работы со СМИ.

Опрос показал, что учителя имеют некоторый опыт использования средств массовой информации на уроках иностранного языка, но методы не систематизированы, разработаны без какого-либо научного обоснования и в основном основаны на интуиции учителя.

В течение двух лет на неязыковых факультетах представленных выше университетов был проведен эксперимент по изучению эффективности поэтапной организации использования медиаресурсов при изучении иностранных языков.

Были созданы две группы: экспериментальная группа (78 студентов) и контрольная группа (76).

Эксперимент подразумевал проведение занятий в экспериментальной группе с использование материалов СМИ в специально организованном порядке. В контрольной группе использование СМИ материалы не были систематизированы и организованы.

— Мы определили три этапа по работе со СМИ на уроках иностранного языка: подготовительный, формирующий и контрольный.

Основной задачей подготовительного этапа был отбор новостных статей, которые охватывают  многие аспекты общественно-политической жизни общества, содержат значительный словарный запас и удовлетворяют потребности студентов в чтении.

Однако учеными было отмечено, что для отработки каждой статьи в качестве учебного текста требуется много времени.

 — У нас возникла идея разработать учебник, который включал бы статьи вневременного характера (те, которые описывают встречи, переговоры, выставки, происшествия, события, которые могут иметь место в любой стране и в любое время), удалить ссылки на конкретные даты, места, личности (или сделать их безличными), адаптировать их, обработать их как учебные тексты и давать студентам  этот материал. Такие статьи были взяты из периодических изданий, таких как The Guardian, Daily Mirror, Daily Express и других популярных новостных интернет-ресурсов, такие как BBC, CNN и Euronews.

В ходе экспериментальной работы ученые  использовали как традиционные, так и инновационные методы работа со СМИ: так называемую «политическую информацию», политические споры,  круглые столы, инсценировки.

В результате второго (формирующего) этапа было отмечено накопление социально-политического словарного запаса студентами; развитие навыков владения иностранным языком и способность свободного общения.

На контрольном этапе ученые оценили результаты учащихся согласно выбранным критериям и показателям.

 В данном исследовании эффективность использования медиаресурсов при изучении языка была обеспечена научно обоснованным поэтапным подходом организации и технической реализации этой работы.

Результаты экспериментальной работы показали, что предложенный подход способствует улучшению навыков чтения, говорения и аудирования, а также повышению уровню самореализации студентов при использовании медиаматериалов на уроках иностранного языка.