В статье «A stage-by-stage approach to utilizing news media in foreign language classes at higher educational institutions», опубликованной в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae, представлены рекомендации по использованию материалов СМИ на уроках иностранного языка.
В авторский коллектив вошли ученые Финансового университета при Правительстве РФ, Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, Техасского университета и Института психологии и образования КФУ.
Доцент кафедры педагогики высшей школы Татьяна Баклашова пояснила, что проведенное исследование позволило описать технологию изучения иностранных языков и представить экспериментальную работу с медиаресурсами.
Сегодня роль средств массовой информации сложно недооценить: нет ни одной сферы нашего существования без каких-либо информационных отношений. Общение происходит не только в самом обществе, как межличностная беседа, но и посредством интернета, телевидения, радио, газет, журналов и других средств коммуникации.
— СМИ — это любая собранная, обработанная и проанализированная информация в таких источниках, как газета, радио, телевидение, интернет, находящаяся в свободном доступе и имеющая массовый масштаб. Не удивительно, что применение средств массовой информации в сфере образования, а именно на уроках иностранных языков, с каждым днем возрастает, — прокомментировала Татьяна Александровна. — Влияние современных СМИ на формирование молодежи не может быть недооценено, поскольку средства массовой информации оказывают идеологическое, политическое, экономическое, моральное воздействия на их поведение, ценности и мысли. Так что использование средств массовой информации — это мощный учебный инструмент.
Ученые провели анализ курсов иностранного языка, популярных среди учащихся, который доказал, что социально-политическим аспектам языка не уделяется достаточного внимания. Таким образом, проблема развития у студентов навыков работы с новостными СМИ является необходимой и желаемой темой в обучении.
Методика обучения иностранным языкам предполагает использование СМИ в образовательном процессе в качестве эффективного средства обучения иноязычному общению. Особенная роль аутентичных СМИ в методике преподавания иностранных языков заключается в том, что они максимально приближают обучающихся к реальным информационным источникам и «погружают» в мир актуальных событий.
— Но использование средств массовой информации на занятии может быть успешным только в случае эффективного дидактического сопровождения. В противном случае это приводит к непродуктивной языковой деятельности.
По результатам проведенного учеными опроса, в котором приняли участие 48 педагогов разных стран, выяснилось, что учителя работают с материалами СМИ спонтанно и бессистемно. Отвечая на вопрос о том, как они готовятся работать с материалами СМИ, 78% респондентов сказали, что просто вырезают статьи из газет, 22% обрабатывают материалы и выписывают ключевые слова и фразы или сокращают версию. Тем не менее, все респонденты считают целесообразным использовать готовые ресурсы для работы со СМИ.
— Опрос показал, что учителя имеют некоторый опыт использования средств массовой информации на уроках иностранного языка, но методы не систематизированы, разработаны без какого-либо научного обоснования и в основном основаны на интуиции учителя.
В течение двух лет на неязыковых факультетах представленных выше университетов был проведен эксперимент по изучению эффективности поэтапной организации использования медиаресурсов при изучении иностранных языков.
Были созданы две группы: экспериментальная группа (78 студентов) и контрольная группа (76).
— Эксперимент подразумевал проведение занятий в экспериментальной группе с использование материалов СМИ в специально организованном порядке. В контрольной группе использование СМИ материалы не были систематизированы и организованы.
— Мы определили три этапа по работе со СМИ на уроках иностранного языка: подготовительный, формирующий и контрольный.
Основной задачей подготовительного этапа был отбор новостных статей, которые охватывают многие аспекты общественно-политической жизни общества, содержат значительный словарный запас и удовлетворяют потребности студентов в чтении.
Однако учеными было отмечено, что для отработки каждой статьи в качестве учебного текста требуется много времени.
— У нас возникла идея разработать учебник, который включал бы статьи вневременного характера (те, которые описывают встречи, переговоры, выставки, происшествия, события, которые могут иметь место в любой стране и в любое время), удалить ссылки на конкретные даты, места, личности (или сделать их безличными), адаптировать их, обработать их как учебные тексты и давать студентам этот материал. Такие статьи были взяты из периодических изданий, таких как The Guardian, Daily Mirror, Daily Express и других популярных новостных интернет-ресурсов, такие как BBC, CNN и Euronews.
В ходе экспериментальной работы ученые использовали как традиционные, так и инновационные методы работа со СМИ: так называемую «политическую информацию», политические споры, круглые столы, инсценировки.
В результате второго (формирующего) этапа было отмечено накопление социально-политического словарного запаса студентами; развитие навыков владения иностранным языком и способность свободного общения.
На контрольном этапе ученые оценили результаты учащихся согласно выбранным критериям и показателям.
— В данном исследовании эффективность использования медиаресурсов при изучении языка была обеспечена научно обоснованным поэтапным подходом организации и технической реализации этой работы.
Результаты экспериментальной работы показали, что предложенный подход способствует улучшению навыков чтения, говорения и аудирования, а также повышению уровню самореализации студентов при использовании медиаматериалов на уроках иностранного языка.