Ученые ИПО КФУ провели сопоставительный анализ взглядов школьников и учителей на школьный буллинг

Молодые ученые КФУ представили на международном форуме исследование о школьном буллинге, проведенное ими с помощью новой методологии.

Сотрудники научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ  Дарья Ханолайнен  и Елена Семенова представили на Международном форуме по проблемам буллинга  (World Anti-Bullying Forum)  результаты проведенного им исследования  проблем буллинга в школе.

Международный форум по проблемам буллинга  (World Anti-Bullying Forum)  является крупнейшим в мире мфорумом, посвященным изучению воздействия на детей домогательств, издевательств и насилия. В рамках этого мероприятия эксперты делятся своими знаниями по темам насилия и бесчеловечных действий, затрагивающих современную молодежь.

Общая цель приехавших на форум ученых из более чем 40 стран мира состоит в том, чтобы расширить понимание издевательств, домогательств, дискриминации, остракизма и других форм унижающего достоинство обращения и насилия среди детей и молодежи, а также разработать эффективные методы к борьбе с буллингом, – поделилась Дарья Ханолайнен.

Форум был создан Международным центром борьбы с буллингом и впервые прошел в Стокгольме в 2017 году с участием 550 делегатов из 37 разных стран. В 2019 году уже более тысячи ученых стали участниками форума.

Больше всего участников было из скандинавских стран – почти 10 процентов. Россия была представлена учеными Высшей школы экономики, МГПУ и Казанского федерального университета.

По данным Центра толерантности , буллинг — одна из наиболее острых проблем, стоящих перед современными школами в разных странах. В России каждый пятый ребенок регулярно сталкивается с издевательствами и запугиванием в реальной жизни или в интернете, а каждый четвертый – выступает в качестве агрессора. Буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у детей и подростков. Он  не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность детей. Поэтому так важно проводить раннюю диагностику буллинга в школах.

Проработав множество научных статей и исследований учёных всего мира на эту тему, исследователи Института психологии и образования  КФУ создали свой креативный способ  исследования  — Art Space Research.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать новую меру оценки школьного буллинга и проверить ее в рамках экспериментального исследования. Новый методологический инструмент (называемый графическими виньетками) был задуман как набор неполных проблемно-ориентированных комиксов, которые были предоставлены нашим участникам для завершения и впоследствии использовались в качестве подсказок для интервью. Дети и учителя вначале вписывали реплики в пустые окошечки и  придумывали развитие дальнейшего сюжета в сложившейся ситуации. Мы анализировали  заполненные виньетки и проводили глубинное интервью.

Сбор данных  для своего исследовательского проекта «Буллинг или травля в школе: разработка нового подхода диагностики» ученые КФУ проводили в трех казанских школах и одной из швейцарских школ. По словам молодого ученого, во всех исследованных школах был выявлен и физический, и моральный буллинг.

К тому же в результате кросскультурного сопоставления выявлено сильное расхождение отношения учащихся и учителей России и Швейцарии к жертвам  школьной травли и буллингу  в подростковой среде.

И в Швейцарии, и в России по разработанной нами методике мы опрашивали учителей и детей, как они оценивают ситуацию с буллингом в школе.  Если дети в российских школах оценивают проявление агрессии и травли в школе (по 10-балльной шкале) на 7-8 баллов, то российские учителя всего лишь на 3-4 балла. А вот в Швейцарии ситуация противоположная: учителя оценивают 8-9, а дети всего лишь на 3-5 баллов.

По словам исследователя, в России дети больше подвергаются физическому буллингу, а вот для Швейцарии  более характерен так называемый кибербуллинг.

Презентация исследования ученых КФУ стала одной из самых обсуждаемых на форуме. Присутствующие оценили  практическую значимость этого проекта:  и использование методики для ранней диагностики буллинга в школах, и разработка методических рекомендаций для эффективного разрешения школьных конфликтов и создания комфортной образовательной среды для учителей.

 – Профессор одного из самых известных вузов Канады, Университета Британской Колумбии, ключевой спикер Форума  Шелли Химел (Shelly Hymel), предложила объединить усилия наших вузов и провести совместное кросскультурное исследование для улучшения понимания проблем буллинга среди школьников и разработки методик, предотвращающих его среди подростков.