Ученые ИПО КФУ принимают участие в работе III Всероссийского Форума с ‘Психология и образование: опыт, перспективы, инновации’

В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (КБГУ) стартовал сегодня, 30 сентября, III Всероссийский Форум с международным участием «Психология и образование: опыт, перспективы, инновации». Форум проводится в рамках Года науки и технологий в РФ.

Организаторы отметили, что основной целью Форума является анализ современных тенденций развития психологической теории и практики в сфере образования, обмен опытом и поиск новых путей интеграции. К участию в Форуме приглашены известные  ученые из России, Германии, Испании, Молдовы.

Казанский федеральный университет представлен директором Института психологии и образования Айдаром Калимуллиным, директором Елабужского института Еленой Мерзон, завкафедрой педагогики КФУ, президентом российского общества Януша Корчака Розой Валеевой.

На прошедшем сегодня пленарном заседании прозвучал доклад Айдара Минимансуровича «Подготовка учителей в непедагогических вузах России: формирование новых трендов». Директор Института психологии и образования сделал акцент в своем выступлении на достижениях и проблемах подготовки учителей в непедагогических вузах.

Спикер дал характеристику системе высшего образования РФ. Согласно приведенной им статистики, 4 090 058 студентов обучаются сегодня по программам высшего образования. 92 процента из которых обучаются в государственных и муниципальных организациях, почти 9 процентов из общего количества составляет направление «Образования и педагогических наук».

«251 вуз России реализует программы подготовки учителей. Для новых университетов педагогическом образовании России характерны типичные черты. Я бы отметил среди них заметную долю студентов – будущих педагогов в общей доле структуры вуза, реализацию широкого спектра образовательных программ по предметным областям современной образовательной школы, а также формирование образовательной и научной идентичности ученых-педагогов в рамках непедагогического вуза».

Тренды в подготовке учителей определены Айдаром Минимансуровичем как усиление государственной политики в области педагогического образования, партнерство субъектов педагогического образования, появление новых форм управления и контроля в педобразовании, повышение роли стандартов в подготовке учителей, влияние цифровизации на технологии обучения и формы коммуникации, совмещение универсализации, повышение роли исследований в образовательной политике и практике, развитие междисциплинарности исследований проблем педобразования, формирование позитивного образа учителя и повышение статуса педобразования в стране, а также охрана психического здоровья учителей.

По словам А.Калимуллина непедагогическим вузам характерны и общие проблемы. В числе которых значительная дифференциация вузов, реализующих программы подготовки учителей, низкие показатели качества приема в ряде вузов, отсутствие действенных механизмов контроля за качеством образовательного процесса в малых вузах, отсутствие необходимых кадров и научно-образовательной среды в малых вузах, отсутствие обособленных структурных подразделений по подготовке учителей в большинстве вузов, низкая вовлеченность вузов с малой численностью программ подготовки учителей в общие процессы модернизации, недостаточная активность малых вузов.

Рассказал директор ИПО о том, что на протяжении более 10 лет КФУ является активным  участником важнейших государственных проектов (проект «5-100», и на днях стало известно, что что вуз стал участников проекта «Приоритет 2030).

Основной целью для руководства Казанского университета является  формирование собственной концепции педагогического образования, создание эффективной системы подготовки учителей и ведение актуальных исследований в области образования всех уровней на основе междисциплинарного взаимодействия структурных подразделений вуза.

Реализация трех моделей подготовки учителей, позволяющих реализовать несколько вариативных треков вхождения в профессию учителя, оптимальное сочетание ресурсов федерального и присоединенных педагогических университетов в целях сбалансированной предметной и психолого-педагогической подготовки педагогов, организация непрерывной и высококачественной практической подготовки в собственных образовательных учреждениях основного и дополнительного образования, а создание единого Центра педагогической магистратуры, где сконцентрированы все программ этого уровня подготовки — все это привело к определенным успехам Казанского университета. Это и публикации в высокорейтинговых международных журналах категории Q-1 и Q-2, и изданий монографий в ведущих издательствах мира, и высокая цитируемость и индивидуальные наукометрические достижения ученых, и, безусловно, вхождение в сотню лучших вузов мира согласно рейтингу Times Higher Education в предметной области «Образование» .

Продолжила выступление на пленарном заседании Елена Мерзон. Участникам Форума был представлен ее доклад «Создание условий для полилингвального образования школьников». Завершилась «пленарка»  выступлением президента российского общества Януша Корчака Розы Валеевой. Речь в докладе шла о гуманизации воспитания.

Завтра Форум продолжится работой по секциям. Модератором одной из них выступить Роза Алексеевна. Также ученый КФУ проведет мастер-класс «Права ребенка в контексте педагогики Я. Корчака».