На международном форуме ученые ИПО КФУ поделились опытом интернационализации исследований в сфере образования

В Южном федеральном университете проходит II Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке». 

В этом году география участников обширная: в педагогическом форуме участвует в очной и в большей степени заочной форме более 450 экспертов — педагогов, психологов, ученых, руководителей образовательных учреждений из 59 субъектов РФ и 12 стран мира.
Ключевые события форума посвящены поиску смысла и антологии педагогического образования, построению современных индивидуальных профессиональных моделей и обмену практиками между учеными, использованию мирового опыта, его адаптации к российским условиям.

Форум проводится при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Среди партнеров форума: Российский союз ректоров, Совет ректоров вузов Юга России, Европейская ассоциация педагогического образования,  Ассоциация ведущих университетов, Российское профессорское собрание и ведущие вузы страны, в числе которых  — и Казанский федеральный университет, представленный учеными Института психологии и образования.

Ученые ИПО КФУ инициировали к проведению в качестве тематической площадки Международного научно-образовательного форума  круглый стол  «Интернационализация исследований в сфере образования».

Среди предлагаемых к обсуждению на круглом столе были предложены темы международных рейтингов и место российских университетов в них, участие КФУ в международных организациях в области образования, особенности проведения сетевых международных исследований в сфере педагогического образования.

Модератором круглого стола выступил директор Института психологии и образования КФУ Айдар Минимансурович Калимуллин.

Доклады представили профессор заведующий кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ Роза Алексеевна Валеева, заместитель директора Института психологии и образования КФУ по международной деятельности Татьяна Александровна Баклашова, научные сотрудники Научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования КФУ Елена Юрьевна Семенова и Динара Калымжановна Бисимбаева.

Татьяна  Баклашова  уверена, что участие в Форуме, проводимом коллегами из ЮФУ, приведёт к лучшим результатам исследований российских ученых.

— Во время заседания круглого стола мы презентовали результаты десятилетней научно-исследовательской  работы: сделали доклады о международных рейтингах и представили результаты сотрудничества с ведущими международными ассоциациями области образования, показали результаты реализации сетевых международных исследовательских проектов и результаты исследований коллег.

Роза Валеева представила на заседании доклад «Интернационализация исследований в области педагогического образования».

В нем говорится, что, согласно ключевым показателям продвижения в предметной области «Образование»,  Казанский университет – один из двух российских университетов (вместе с МГУ), представленный в двух ведущих международных рейтингах THE и QS в предметной области «Образование».

Напомним, что в 2020 году КФУ вошел в 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education. По версии еще одного авторитетного рейтинга – QS World University Rankings, в предметной области «Образование» КФУ занимает 201−250 место. По числу публикаций в области образования в базах данных Scopus и Web of Science, по цитируемости научных исследований и материально-техническому, информационному оснащению учебного процесса КФУ занимает 1-е место в России.

— Рост в рейтингах напрямую связан с теми международными сетевыми исследованиями, которые проводят ученые Казанского университетаНа сегодняшний день в Институте психологии и образования КФУ проводится около 20 международных научных исследований с ведущими учеными мира.

Уже не первый год в ИПО КФУ работает международная исследовательская группа:  ученые Глазго, Оксфорда, Мичигана, Аризоны, Португалии, Словении, Германии заинтересованы с сотрудничестве с нашим вузом.

— Все исследования, а значит, впоследствии, и статьи в научных журналах, завязаны на интересах, на схожести проблем систем подготовки учителя в различных странах мира. Надеемся, что эти исследования  в дальнейшем помогут разработать  мультинациональные стандарты подготовки учителя, в которых будут отражены самые актуальные и самые важные требования к профессиональным качествам учителя.

Одним из способов международного продвижения профессор ИПО КФУ также видит и в публикации журнала «Образование и развитие» — одного из ведущих российских научных изданий в области образования, с 2018 года индексируемого в базе Scopus.

Р.Валеевой были отмечены и международные сравнительные исследования в области образования, проводимые совместно с международными ассоциациями в области образования.

Так, с Всемирной ассоциацией исследований в области образования WERA ведутся исследования «Обучение преподаванию: наращивание исследовательского потенциала для разработки эмпирически обоснованных стратегий» и «Дополнительное образование детей в России и в Европе».

Совместно с Европейской ассоциацией EERA проводятся исследования в области «Новые модели подготовки учителя в Европе и России» и «Исследования образования детей с ОВЗ  в международном теоретическом и практическом контексте».

Международная ассоциация исследований, посвящённых учителям и преподаванию, ISATT реализует с учеными ИПО проекты «Профессиональные стандарты и профессиональное развитие учителей» и «Интеграция детей мигрантов  в образовательном пространстве и обществе».

В том, что в области психолого-педагогического образования КФУ – несомненный лидер в России, уверена и замдиректора ИПО КФУ Т.Баклашова.

— Результаты научных исследований ученых ИПО стали публиковаться в ведущих международных журналах по педагогике: особый резонанс имели статьи в журналах первого и второго квартиля, подготовленные в коллаборации с учеными ведущих университетов мира.

Задача продвижения достижений российских ученых в международное научное пространство и получение новых знаний, наработок  от зарубежных коллег ярко проявляются в направленности проблематики Международного форума по педагогическому образованию (IFTE), который прошел в этом году в КФУ в шестой раз.

 — Виртуальный формат IFTE-2020 придал новый импульс развитию педагогической науки, а цифровое конференц-пространство форума стало уникальной площадкой для эффективного обмена опытом новых разработок и достижениями в сфере образовательных технологий, способствуя укреплению сотрудничества российских и зарубежных исследователей.

По мнению участников круглого стол, обсуждаемые на Форуме в ЮФУ темы идут в контексте интернационализации высшего педагогического образования и  коррелируют с процессами практической подготовки учителей в мире.

— Проблемы цифровизации образования, подготовки и адаптации мигрантов, образования в условиях социальной несправедливости, инклюзивного образования, обсуждаемые на Форуме, идут в унисон с глобальными тенденциями, существующими во всем мире. А значит и решать их лучше сообща.

 

Фото пресс-службы ЮФУ