Ученые ИПО КФУ изучают возможности саморегуляции познавательных состояний в учебной деятельности студентов

Российский фонд фундаментальных исследований опубликовал список поддержанных проектов фундаментальных научных исследований 2019 года. Ученые КФУ выиграли 20 грантов РФФИ. В числе победителей оказались четыре научных проекта ученых Института психологии и образования.

Одним из поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований проектом ученых Института психологии и образования КФУ стало фундаментальное исследование «Саморегуляция познавательных состояний в учебной деятельности студентов»,  проводимое под руководством доцента кафедры общей психологии ИПО КФУ Марка Юсупова.

Проект посвящен исследованию саморегуляции познавательных состояний в учебной деятельности студентов с позиции системно-функционального подхода, – пояснил Марк Геннадьевич.

Достижение высокой продуктивности учебной деятельности во многом связано с умением использовать в ходе учебного процесса адекватные приемы и способы саморегуляции.

 В системе высшего  образования умение «рефлексировать» включено в число тех общеучебных компетенций, которые обязательны для овладения студентами. Поэтому важно, что студенты приобретают навыки самостоятельно управлять собственными познавательными состояниями, которые, по своей сути, являются одной из форм рефлексивной регуляции учебно-познавательной деятельности.

Это позволит им более продуктивно усваивать учебный материал, подбирать адекватные решаемым задачам способы и приемы учебно-познавательной деятельности, контролировать негативные психические состояния, возникающие в ходе учебной деятельности. Таким образом, с позиции саморегуляции познавательных состояний появляется возможно решать вопросы познавательной активности и самостоятельности школьников и студентов, а также проблемы, связанные с низкой успеваемостью.

Впервые в истории психологии учеными ИПО КФУ будет разработана целостная структурно-функциональная модель саморегуляции познавательных состояний, рассмотрены механизмы саморегуляции в оперативных, текущих и длительных отрезках учебной деятельности, выявлена специфика саморегуляции познавательных состояний по сравнению с функциональными, эмоциональными и др. классами состояний.

Мы планируем получить новые эмпирические данные о взаимодействии составляющих регуляторного процесса: учебно-педагогических ситуаций, вовлеченности студентов в учебный процесс, стилей обучения, образа текущего и целевого состояний, рефлексии, психических процессов, индивидуально-психологических свойств, ценностно-смысловой сферы и др.

Кроме того, ученые не оставят без  внимания и индивидуальные особенности саморегуляции познавательных состояний и их взаимосвязь с социально-психологическими факторами учебной деятельности: стиль общения преподавателя, социально-психологические характеристики малых групп, отношение к личности педагога и др.

Исследование саморегуляции познавательных состояний позволит расширить представление о роли психических состояний в обучении.

В теоретическом плане исследование саморегуляции познавательных состояний внесет вклад в решение фундаментальной проблемы самодетерминации субъекта, расширит научные представления о механизмах саморегуляции психических состояний, роли составляющих сознания (образа состояния, рефлексии, личностных смыслов, семантических пространств и др.), индивидуально-психологических особенностей, социальных ситуаций и пр. в регуляции состояний.

В прикладном плане результаты исследования саморегуляции познавательных состояний будут полезны для общей и педагогической психологии, могут послужить информационным ресурсом для решения вопросов познавательной активности и самостоятельности учащихся, найдут применение в работе со слабоуспевающими лицами посредством развития навыков саморегуляции психических состояний, сопровождающих учебно-познавательную деятельность, окажут помощь преподавателю в организации учебного процесса и др., — резюмировал ученый.