Участники Международного форума по педагогическому образованию IFTE рассказали о своих исследованиях

По названиям секций материалов научной программы Форума логично сделать вывод, что мировое педагогическое сообщество на современном этапе избирает исследовательски-ориентированное педагогическое образование.

Журналисты пресс-центра Института психологии и образования пообщались с участниками Международного форума по педагогическому образованию, которые рассказали о своих исследованиях.


Доцент Чувашского государственного педагогического университет им. И. Я. Яковлева Неонила Вячеславовна Иванова:

— Проблемой подготовки профессиональных кадров дошкольного образования в условиях двуязычия я занимаюсь многие годы. Сейчас складывается неоднозначная ситуация с изучением, сохранением и возрождением родных языков, чему бы способствовала правильно организованная билингвальная система.

Многолетние традиции изучения родного языка и литературы дошкольных образовательных учреждений представляют собой важнейший потенциал системы подготовки кадров для билингвального дошкольного образования. В этой системе существует целый ряд нерешённых проблем: проблема мотивационного, содержательного, методического характера, а также кадровые проблемы.

Противоречие между развитием активной билингвальной личности ребенка и недостаточность подготовки кадров обозначили основную проблему нашего исследования, главной целью которого стала разработка научно-теоретических и организационных основ формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций билингвального развития детей в условиях многоязычия.

Для решения поставленных задач мы в своей работе использовали комплекс взаимодополняющих методов исследования,  нормативно-правовую литературу, эмпирические методы (опросы, анкетирование и т.д.). Результаты исследования мы представили в своем выступлении на тему «Развитие профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования для двуязычного образования детей».


Доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Оксана Иннокентьевна Иванова:

— Нами был проведено анкетирование среди студентов Института зарубежной филологии и регионаловедение и филологического факультета. Студенты ответили на вопросы: каким вы видите современного учителя и какими компетенциями должен обладать современный учитель. Эти эмпирические данные легли в основу нашего исследования «Модель учителя нового типа в Республике Саха (Якутия)».

 

 

 


Развитие интеллектуально-творческих способностей будущего педагога в поликультурном образовательном пространстве представила Н. Волынкина.

—  Мое исследование о развитии интеллектуально-творческих способностей педагогов, в том числе молодого будущего педагога в рамках поликультурного образования. Это тема очень актуальная и пересекается со многими исследованиями в области педагогического образования, потому что педагог, прежде всего, —  творец.

Педагогика, на мой взгляд, — это не наука, а искусство. А искусство без творчества не возможно. Поэтому наших молодых педагогов надо учить быть творческими, актерами,  способными зажечь искорку интеллектуально-творческого потенциала в в своих учениках. Мне кажется, это одна из основных проблем, которая должна культивироваться, должна исследоваться и, конечно, практически применяться в образовательном учреждении на всех уровнях, начиная с детского сада, в школах и, конечно же, в высших учебных заведениях.


Профессор, профессор РАО, замдиректора Новокузнецкого института Кемеровского государственного университета Ольга Юрьевна Елькина.

 — Разработка темы «Личностно-ориентированная подготовка будущего педагога начального общего образования к самореализации в профессиональной деятельности» велась преподавателями нескольких кафедр: педагогики, психологии, методики преподавания дисциплин в начальной школе.

Не секрет, что учителя начальных классов — люди всегда творческие, инициативные. Они любят танцы, рисование и т.д. И, учитывая их интересы, надо сделать так, чтобы молодой учитель смог реализовать себя в профессиональной деятельности.

Для этого  учеными КемГУ была разработана педагогическая модель, по которой наши студенты проходили педподготовку, связанную с тем, как они будут реализовывать себя.

Например, в любой педагогической практике есть обязательные задания. Мы к этим заданиями сформировали  пакет, банк индивидуальных заданий, которые студенты выбирают. На одной из практик нужно было обязательно взять два задания и соответственно, исходя из своих индивидуальных потребностей, интересов и своего уровня развития. Эти задания связаны  с каким-то творчеством. Далее, когда мы анализировали, какие задания студенты выбирали, то они были связаны с тем, чем студенты интересуются в жизни.

По этой системе процент студентов, которые работают в школе и не уходят из нее,  в первые три года возрос от 67 до 80 процентов. То есть, по сути, человеку стало интересно работать по своему профилю.


Завлаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения Института развития образования РТ Марат Рашитович Шаехов взялся в своем выступлении ответить на вопрос:  Современный педагог — какой он?

— В рамках нашего инновационного проекта «Учитель 2.0»,  реализуемого в Институте развития образования с Советом молодых педагогов Республики Татарстан, мы провели исследование, целью которого — выявить интересы, увлечения, запросы, методические затруднения у молодых педагогов в процессе работы.

В результате опроса 500 молодых педагогов получены определенные результаты (трудности, с которыми сталкивается молодой учитель в методике, мотивации, управлении классом), которые я и представил в своем выступлении на секции.


Напомним, V Международный форум по педагогическому образованию приехали представители университетов Оксфорда, Дублина и других. Всего в форуме принимают участие представители 140 университетов России и 75 зарубежных университетов из более чем 30 стран. Форум проводится Институтом психологии и образования Казанского федерального университета.

Программа форума предполагает работу в рамках четырех научных конференций. Их темы предполагают рассмотрение всех аспектов работы учителя — от воспитания до цифровых технологий и интеграции образования в государственные программы развития различных стран. Современное общество все более становится зависимо от уникальных способностей людей, а технологии в этом разрезе принимают форму лишь оболочки и вспомогательного фактора. На эту тенденцию обратили внимание на самом высоком уровне.