Трансформация педагогического образования на постсоциалистическом пространстве

12 октября 2017 г в Институте психологии и образования КФУ в рамках курсов повышения квалификации «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог основного общего образования» прошел обмен опытом с нашими коллегами из Словении и Германии.

Профессор Роза Алексеевна Валеева и доцент Елена Александровна Асафова представили наших гостей — известного исследователя в области обучения средствами информационных технологий Андреа Истенич Старчич и ученого из Технического университета Дрездена Тобиаса Бауэра.

Андреа Старчич поделилась опытом большого проекта, проводимого на базе университетов Норвегии, России, Словении, США и Южной Африки, где апробировались интеграции в учебный процесс информационных технологий.

А. Старчич отметила, что в традиционном обучение действует дидактический треугольник, где представлен «Ученик – учитель — содержание обучения».  Необходимо выйти за рамки традиционного обучения и пробовать сочетание формального и неформального обучения. Обучение должно ориентироваться на учет реальных проблем. Предложенное ею «Аудентичное обучение» должно учитывать активное обучение в образовательном пространстве, педагог должен выступать в роли фасилитатора и использовать аутентичные методы. С помощью информационных технологий это сделать проще, хотя из исследований Старчич, видно, что студенты – будущие педагоги в меньшей степени используют информационные технологии в своей деятельности, чем студенты других специальностей.

Сегодня эти совместные исследования продолжаются, и в них активное участие принимают исследователи института психологии и образования КФУ.

Ученый из Технического университета Дрездена Тобиас Бауэр представил основные момента проекта, проводимого в Германии. В своем вступлении Т. Бауэр актуализировал проблемы современного педагогического образования. Перед педагогами сегодня стоит вопрос: как научить критическому и креативному мышлению?

Результаты исследований, проводимые в 1997-2000 гг., подписание Болонской декларации, привели к созданию Государственных стандартов. Он охарактеризовал профессиональные стандарты по педагогическому образованию, при этом отметил, что качество проведения урока является основным фактором целенаправленного повышения качества образования.

Проанализировав компетенции учителей по 4 группам (научение, образование, оценивание и инновации) по теоретическому и практическому обучению, Т.Бауэр раскрыл программу «Гимназия» и отдельных ее модулей.

Выступления вызвали у слушателей много вопросов, при этом прошел продуктивный обмен мнениями.