Студентам КФУ рассказали об уникальной технологии БиС

О новой образовательной технологии «Биоинформатика и синергетика», автором которой является Федор Вассерман,  рассказали будущим педагогам на мастер-классе  в Институте психологии и образования.

Обучить студента так, чтобы сразу после получения диплома он был конкурентоспособным, знающим специалистом — такую цель сегодня ставят перед собой руководители вузов.  Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Давать знания по передовым технологиям  –  частая практика для студентов в Институте психологии и образования.

Подробно о новой технологии в образовании под названием «Биоинформатика и синергетика» (БиС) рассказала Гульшат Хакимова. В гимназии №5 Зеленодольского муниципального района, где она трудится учителем, система работает в экспериментальном режиме уже третий год.

Тот факт, что сегодняшние школы уже не могут работать, что называется, «по старой схеме», думается, очевиден каждому. Вот и в гимназии №5, когда стало ясно, что нужно полностью менять систему управления школой, перешли к технологии БиС. Преподавателей обучал создатель уникальной образовательной технологии управления качеством образования Федор Вассерман – кандидат педагогических наук, президент Общественного Фонда «Качество и образование», научный консультант Фонда Образования Н. Назарбаева.
—  Федор Яковлевич провел обучающий семинар с педагогами школы, в ходе которого мы осваивали азы пошагового внедрения технологии управления качеством обучения, — поделилась Гульшат Идвартовна.

Технология «БиС» разрабатывается с 1999 года и на сегодняшний день это единственная и лучшая система по управлению качеством на территории СНГ. Прежде всего, она дает конкретный и ощутимый результат в обычной школе без предварительного отбора учащихся.

— В чем главный секрет технологии? Конечно, это  забота об учителе, потому что его переутомление – это прямое снижение качества урока.

По словам учителя, значительно облегчается поурочное планирование: не нужно писать бесконечные планы изо дня в день, из года в год, достаточно указать название технологии, указать технологическую карту и тренажер. Подготовка к уроку занимает 5-10 минут. Благодаря отлаженной схеме занятия, урок проходит динамично, в освоении материала задействован каждый ученик.

Кто впервые попадает на урок по технологии БиС, удивляется раскованности и в то же время дисциплине: дети  свободно передвигаются по кабинету, отвечают то хором, то индивидуально. На занятии не остается «спящих» или занятых своими делами детей: все задействованы в мыслительном процессе, а после окончания урока каждый сам выставляет себе оценку.

Как рассказала Гульшат Идвартовна, при использовании технологических карт школьник  становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску.  Если на обычном уроке можно опросить и поставить оценку не более 5-7 ученикам, то при работе по технологическим картам оценку получает каждый ученик на каждом уроке.

На класс создается матрица посадочных мест, согласно которой ребенок, сидящий за первой партой первого ряда у окна,  должен встать и ответить на поставленный вопрос, если учитель говорит А-1 (его место в занимаемой матрице).

Опрос происходит произвольно и не по порядку. Никто из детей не должен знать, когда и на какой вопрос ему нужно ответить. Если ребенок отвлекся, то в этот момент его и нужно указать в матрице.

Применение технологии позволяет повысить качество обучения в два, а то и более раз, а качество развития учащихся — в несколько раз. Норматив качества обучения — не ниже 63% на каждом уроке, — уточнила Гульшат Идвартовна.

По словам Гульшат Идвартовны, сейчас в гимназии ведется разработка технологических карт по татарскому языку. Педагоги надеются, что они станут соавторами этой уникальной технологии.