Статья ученых КФУ об отношении российских учителей к культурному разнообразию вышла в научном журнале первого квартиля

В статье «ATTITUDES TOWARD CULTURAL DIVERSITY: A STUDY OF RUSSIAN TEACHERS», опубликованной в научном журнале первого квартиля (Q1) Journal for the Study of Religions and Ideologies, представлены результаты предварительного исследования социальных установок учителей по отношению к этническим и религиозным группам, и переменных, влияющих на такие отношения.

В состав авторского коллектива вошли ученые Казанского университета (Резеда Хайрутдинова, Чулпан Громова, Айдар Калимуллин, Елена Семенова), Университета Майами (Дина Бирман) и Российского экономического университета им. Плеханова (Зульфия Троска).

Статья явилась логическим продолжением научных кросс-культурных исследований отношений учителей к культурному разнообразию, в ней представлены результаты исследований сотрудников Центра миграционной педагогики Казанского университета.

В процессе глобализации многие страны, в том числе Россия, сталкиваются с проблемой обучения и воспитания обучающихся, которые являются представителями этнических и религиозных меньшинств. Ученые подчеркивают, что в условиях растущей миграции по всему миру растет важность школ в интеграции мигрантов в новое общество и культуру.

— Роль учителя в этом процессе критически важна. Поэтому важно понимать отношение учителя к различным этническим и религиозным группам, представленным в школе. И, оценивая установки к культурному многообразию, можно помочь правильно информировать учителя, дать ему необходимые знания и в целом повлиять на изменение его отношения к культурным различиям в положительную сторону, – пояснила Резеда Хайрутдинова.

Если на Западе ученые давно обратили внимание на эту проблему, то в России исследование ученых КФУ на эту тему стало первым.

— В своем исследовании мы поставили цель узнать, как учителя в России относятся к разным этническим и религиозным группам.

Это направление исследований крайне важно для России как многонациональной страны, выбранной в качестве страны проживания многими мигрантами.

— Россия была многоэтническим обществом на протяжении нескольких веков, да и в настоящее время принимает большое количество мигрантов. В случае с Россией мы говорим о мигрантах из Центральной Азии и Северного Кавказа, которые приехали в страну совсем недавно, в конце 20-го и начале 21-го века. По данным миграционных потоков в России наибольшее количество мигрантов приезжают в страну из Украины (31%), Казахстана (12%), Узбекистана (11%), Таджикистана (9%), Армении (8%), Кыргызстана (5%), Азербайджана (4%) и Китая (2%).

Татарстан занимает шестое место с точки зрения общего числа мигрантов в России. Расчетное количество зарегистрированных мигрантов в Татарстане составляет чуть более ста тысяч человек. 30% из них – трудовые мигранты. В последние годы в миграционных процессах появились новые тенденции, набирает обороты семейная миграция.

Ученые опросили 355 учителей, проходивших обучение на курсах повышения квалификации в 2016-2017 годах в Москве и Казани.

– Мы использовали стратифицированную выборку, то есть учителя были отобраны на основе их возраста, этнической принадлежности и места жительства.

Полная выборка первоначально включала 380 опрашиваемых, но 10 анкет не были возвращены и 15 были испорчены. Участие в исследовании было добровольным и анонимность ответов была гарантирована.

Ученые пришли к выводу, что учителя придерживаются в основном позитивного отношения к представителям различных этносов и конфессий.

— Результаты исследования показывают, что существует минимальная социальная дистанция между учителями и русскими, между учителями и православными христианами. Далее по шкале социальной дистанции идут группы татар и мусульман. Наибольшая социальная дистанция наблюдается между учителями и мигрантами из стран Кавказа и Центральной Азии. Тем не менее, межгрупповое отношение к ним характеризуется как находящееся в пределах допустимого. Учителя принимают присутствие этих этнических групп в их окружении, им комфортно включать их в свою жизнь.

Социальная дистанция между респондентами и коренными жителями своего региона, по результатам исследования, оказалась минимальной.

А вот такая переменная, как регион, в котором проживают учителя, рассматривалась, как наиболее влияющая на социальные установки учителей.

— Учителя, живущие в Москве и Московской области, терпимее относятся к кавказцам и жителям Центральной Азии, чем учителя из Республики Татарстан. Этот факт можно объяснить тем, что наибольшее количество мигрантов из Кавказа и стран Центральной Азии сосредоточены в столице, что усиливает социальные контакты между мигрантами и местным населением Москвы. Отсутствие столь же тесного социального взаимодействия повлияло на более отдаленную дистанцию учителей Татарстана по отношению к мигрантам из стран Кавказа и Центральной Азии. Вместе с тем уровень культурного проникновения к мусульманам в восприятии учителей выше в Татарстане, чем в столичном регионе. Это явление ученые также объясняют теснотой межкультурных контактов.

Таким образом, результаты исследований в целом подтверждают наличие межкультурного диалога и готовность российских учителей взаимодействовать с представителями различных этнических групп и вероисповеданий.

— Результаты данного исследования будут использованы для разработки крупномасштабного исследования, целью которого станет изучение факторов, влияющих на увеличение позитивного отношения учителей к представителям разных этнических и конфессиональных групп.

Также ученые ставят задачу понять, как установки к культурному разнообразию в обществе находят отражение в отношениях учителя к своим ученикам в классе, и, в конечном счете, каким образом можно продвигать позитивное отношение учителя к учащимся-мигрантам и их родителям.